Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Человек информационный

Какую угрозу несет для нас эпоха интернета?
8 февраля, 2008 - 18:37
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

В книге «Основание паутины: с чего начиналась и к чему придет Всемирная сеть» теоретика интернет-систем и сетевых организаций и основателя блогов Тима Бернерс-Ли, которая недавно вышла в свет благодаря издательскому дому «Киево-Могилянская академия», речь идет о том, что первоначальным намерением изобретателя было объединить людей и предоставить возможность реализовать свои идеи новым способом — так, чтобы об этом услышал и узнал весь мир. «Сеть — это больше социальное, чем техническое явление. Задумывал я ее для достижения социального результата — помочь людям работать вместе, а не как техническую игрушку», — отметил он. Также мощным шагом на пути изучения информационного пространства со всеми новейшими трансформациями и взглядами на природу сетевого общества является труд: «Сети и сетевые войны: будущее террора, преступности и боевых действий» американских профессоров Д. Арквилли и Д. Ронфельдта.

Чтобы выяснить, насколько опасен современный мир, что такое сетевые системы, я обратился к этим авторам-экспертам, долгое время работавшим в департаментах Службы безопасности, а ныне являющимся сотрудниками корпорации RAND.

— Что вы понимаете под терминами «сетевые системы» и «сетевые войны», которые предлагаете в своей книге в качестве центральных?

— Пятнадцать лет назад, когда мы впервые начали изучать, как информационная революция повлияет на природу новых конфликтов, то быстро поняли, что будет нашей центральной гипотезой: информационная революция — все новые технологии, образы мышления и действия — сделает невероятно мощным интернет-пространство и сделает обычную жизнь тяжелой с точки зрения традиционных иерархий. Наше первое предположение было связано с определением военных стратегий в связи с информационной революцией — то, что мы называем кибервойны. Важно знать, как изменятся профессиональные военные силы в мире, ведь теперь, чтобы захватить территорию, не нужно иметь, например, танки, а только ракеты и электронные системы, которые помогут доставить оружие массового уничтожения в любую точку планеты. Но мы также понимали, что изменения затронут не только военные проблемы и конфликты. Изменения связаны в первую очередь с терроризмом (сегодня это уже планетарная угроза), преступностью и даже легитимизированными гражданскими протестами. Мы считали, что нужно найти новый термин, который бы означал измененные реалии жизни. Таким образом, решили употребить термин netwar (сетевые войны), чтобы привлечь внимание мировой общественности к новой вспышке конфликтов и противостояний при помощи информационных технологий. Сетевые войны, на наш взгляд, — это важный атрибут информационной эпохи, в которой мы живем.

Мы не знаем, долго ли просуществует в науке наш термин. Но на то время, в начале 1990-х, специалистам по государственному планированию и управлению, стратегам, работающим над разработкой госпрограмм по гарантированию безопасности, было трудно понять, что мы стоим на пороге новой угрозы, которая с каждым годом становилась все более серьезной. Мы считали нужным предложить новый термин, который позволил бы, на наш взгляд, лучше понять новый формат конфликтов и противостояний, к которому подошло человечество. Опасность сетевых войн в том, что сегодня человек может сосредотачивать силы сразу в нескольких направлениях с целью истребления или захвата территории. Компьютерные технологии дают возможность управлять оружием на расстоянии в несколько тысяч километров, направлять удар так, как требуется. И на все уходит несколько секунд. Сетевые войны превращаются в новую «столетнюю войну», возможно, самую трудную в мире за всю историю, потому что нападающего впервые не видно. Зло ХХI века теряет «тело».

— В чем опасность сетевых систем и информационной организации общества?

— Новые формы организации пространства, например, новые интернет-технологии, с этической точки зрения, нейтральны. Они могут быть использованы как для добра, так и для зла. Так было всегда: лучшие лекарства могут быть и лучшим ядом одновременно. И сетевые технологии не исключение. С одной стороны, информационное общество — часть программы по распространению демократии и прав человека знать о происходящем на планете. Но террористы и преступники — это «не информационное, не гражданское общество», однако и они тоже — адепты новых форм социальной жизни. Этот дуализм в сетевых технологиях уходит корнями еще в античность, это метафорическая реминисценция к римскому богу Янусу. У него было два лица: одно просветленное, молодое, а второе — темное, старое. Сегодняшние сетевые системы — это что-то наподобие Януса. Транснациональное общество, основанное на принципах мировой демократии, — новый этап в эволюции человечества. Но террористы и преступники — не изобретение новой эпохи. Они существовали от начала мира, то есть это старое и темное лицо Януса. Кажется, что Янус должен быть метафорой для нового тысячелетия, обозначенного дуализмом в принятии любых решений.

— Какие самые важные внутренние характеристики информационной эпохи?

— Основное понятие информационной эпохи — способность к скоростной связи. Сегодня и в следующие десятилетия это будет порождать множество конфликтов. Но через какое-то время приведет к новым формам кооперации среди стран, рынков и политических актеров. Кроме того, информационная эпоха поможет в распространении знаний, ценностей, идеалов и этических норм и правил. Это обусловит и новый тип мировосприятия — мозг, который живет сразу на всей планете. Таким будет человек будущего. Произойдет неслыханное развитие ноосферы (кстати, термин украинца Владимира Вернадского больше всего подходит для характеристики сегодняшнего мира как целостного, способного к общему мышлению), описанное несколько десятилетий назад французским философом Пьером Тейлгардом де Шарденом. Сегодня в мире происходят процессы низвержения старых режимов, базировавшихся на авторитаризме и репрессиях, и установление новых (что мы и имели возможность наблюдать на украинском примере с оранжевой революцией). Но этот процесс будет конфликтным, пока не придет новое поколение с другим образом мышления (проблемы в Украине сегодня связаны с тем, что и Виктор Ющенко частично — выходец из «старой» системы и носитель (бессознательно) ценностей тех времен). Несмотря на все имеющиеся сегодня конфликты, мы видим большой успех назло всем неприятностям.

Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ, НУ «Киево-Могилянская академия», журнал «Всесвіт»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ