Еще со школьных лет, распределяя поручения в классе, мы готовы были делать что угодно, только бы не идти помогать делать домашнее задание девочке-инвалиду. Во-первых, как это ни стыдно, было страшно, а во-вторых, было ощущение вины за то, что я могу и то и это, а она — только наблюдатель. Психологический барьер я так и не преодолела. И мне осталось довольствоваться рассказами тех, кто осмелился на такую дружбу.
А приходилось ли вам когда-нибудь отводить взгляд от ребенка, прикованного к инвалидной коляске, или с другими физическими или умственными недостатками? Случалось ли вам тайком вытирать слезы и думать: «Не дай, Бог»? А эти дети нуждаются, в первую очередь, не в жалости и сочувственных взглядах. Они нуждаются в общении, признании своей способности, поддержке друзей. Они, в первую очередь, хотят почувствовать себя равными.
Часто единственными друзьями этих детей являются их родители (в основном это матери, Мамы с большой буквы). Они чрезвычайно целеустремленные, эмоциональные, рьяные, трудолюбивые, творческие натуры. Главная цель их жизни — сделать своих детей счастливыми насколько это возможно. И именно такие мамы и дети объединились и создали «Школу жизни», которая, в свою очередь, объединила детей с интеллектуальной недостаточностью, аутизмом. Обучение проходит в игровой форме: детей учат даже есть (для тех, чьи руки не держат ложку, на нее одевают поролон — рукоять потолще — больше возможностей удержать ее в руках). Также дети, вместе с волонтерами Киевской социальной службы для молодежи, пытаются рисовать, лепить, петь. Кстати, рисунки эти чрезвычайные: колоритные, насыщенные какой-то внутренней энергией. Можете себе представить? Подвижность рук у таких детей ограничена, но именно такие упражнения содействуют развитию творческой способности, интеллектуальных и творческих возможностей. Организация «Джерела» объединила в своих рядах 120 детей. Работая с детьми с различными формами задержки психического развития, также ставит моторику рук на первое место. Кроме этого, детей учат ходить в гости, ездить в транспорте, покупать вещи. Скоро дети смогут и петь в своем хоре.
Работая и общаясь с инвалидами, я не вижу причины отстранять их от здоровых людей. Они прекрасные друзья, умные, остроумные. Многие из них учатся в высших учебных заведениях. Это личная заслуга их и их родителей. Они любят посещать театры, музеи. Однажды в Центральном научно- естественном музее НАН Украины нам не хотели давать экскурсовода. «Вам нужно дома сидеть и телевизор смотреть, вы здесь ничего не поймете!» Хорошо, что этого не слышали инвалиды. По ступенькам мы носили их на руках. А тем для обсуждения увиденного хватало на несколько месяцев.
Я уверена, что человека инвалидом делают не его ограниченные интеллектуальные и физические возможности и не то, что он не похож на других, а социальные условия, которые мешают ему обрести себя в этом мире, в жизни. И пусть они не похожи на большинство из нас... Но они знают секрет жизни — это любовь и доброта, творчество и вдохновение.