Сегодня многие люди посещают экзотические страны во время отдыха, но это, как правило, обзорные туры со множеством впечатлений и экскурсий, когда все продолжается словно один интересный, захватывающий день. Но есть люди, которые по определенным причинам годами работают в Африке или Азии. У них совсем другие впечатления и видение страны, ведь смотрят на нее изнутри, глазами ее постоянных жителей. Их дом — здесь. Следовательно, приходится притираться, привыкать к новым укладам чужой среды, нужно это пространство делать своим. Им приходится ежедневно жить по его законам. Михаил КУЛИЙ принадлежит именно к таким людям. Почти девять лет своей жизни он провел в Северной Африке, пять последних практически непрерывно пребывает в Тунисе, Сенегале, Буркина Фасо и Нигере. О том, как он туда попал и как ему там живется, он рассказал «Дню».
«ЕЩЕ 20 ЛЕТ НАЗАД В ТУНИСЕ МНОГО ДЕТЕЙ ПОПРОШАЙНИЧАЛО»
— Моя трудовая деятельность связана с гидротехническим строительством. И первая моя командировка в Африку была в 1985 году на три года — по направлению Министерства водного хозяйства УССР на строительство дамбы и водохранилища на реке Седжана в Северном Тунисе. В 1988 году я снова вернулся во Львов. А потом, уже при независимости Украины, в 2003-м, поехал в командировку от украинско-французского совместного предприятия «Основа-солсиф» в Республику Буркина Фасо на разработку проекта большого водохранилища на реке Мухум. Потом у меня были похожие командировки в Сенегал и в Республику Нигер. А с 2007 года мы строим водохранилище в Тунисе около городка Таджилан. Я являюсь советником министра при Министерстве контроля и сопровождения строительства в Тунисе.
— Вы имели возможность увидеть Тунис 20 лет назад и теперь. Какая разница в впечатлениях?
— Очень существенная. Я даже сравниваю не только Тунис современный с тем, каким он был 20 лет назад, я сравниваю Украину с Тунисом тогда и теперь. Если в 1985 году Тунис принадлежал к развивающимся странам и по сравнению с Украиной был далеко позади, то за эти 20 лет Украина осталась позади, а Тунис пошел вперед.
— В чем заключаются эти качественные изменения?
— Средний уровень жизни поднялся. Безусловно, там есть бедные люди, но по сравнению с тем, сколько было попрошаек, голодных детей — это существенные изменения. В них не было такого кризиса в 90-х годах, как в Украине. Сегодня среди всех стран Магриба Тунис является если не самым процветающим, то самым близким к Европе. Почувствовать изменения можно внешне: по дорогам, по масштабному сельскохозяйственному, гидротехническому строительству. В университеты Туниса едет учиться молодежь со всей Африки, у них популярны строительные специальности, информатика. 20 лет назад у нас работал водитель, молодой парень, отец которого умер от аппендицита, потому что у сына не было денег на операцию. А сегодня у них частично бесплатная, качественная медицина. Я не говорю, что там средний уровень зарплаты очень высокий, но он высокий по сравнению с тем, который был 20 лет назад, и он средний относительно того уровня жизни, который там есть. При этом в стране нет каких-то крупных заводов, значительных полезных ископаемых, только небольшие запасы нефти, которые можно экспортировать и так пополнять бюджет. Что у них есть, так это туризм, и те кредиты, которые дают им государства арабского мира, мировые банки, они используют, на мой взгляд, максимально полезно. Там нет краж на государственном уровне, потому что это все осуждается религией, существует очень строгая уголовная ответственность. Поэтому отдача от кредитов — максимальная, намного более эффективная, чем у нас.
— Расскажите, пожалуйста, о разнице между странами, в которых вы были...
— Жители стран отличаются между собой даже внешне. В Тунисе — арабы, а в Буркина Фасо, Нигере — негроидная раса. Во всех странах, где я был, есть еще один государственный язык, кроме французского. Если взять Буркина Фасо, Нигер, Сенегал, там в каждом районе есть свой язык, который отличается диалектами, и даже не все местные жители могут понять друг друга. Одно село другое понимает, а через село — уже нет. Что касается разницы, то, безусловно, из них четырех самая развитая — это Тунис, а самая отсталая? — Нигер. Это сложилось исторически, политически и даже климатически. Буркина Фасо, Нигер, Сенегал — это страны, расположенные на юг от Сахары, в зоне Сакеля, но, например, Буркина Фасо граничит с Кот-д’Ивуаром, а там уже есть влияние Атлантического океана, Бенгальского залива. То есть там уже чаще дожди, начинается тропическая растительность. А в Нигере с июня по ноябрь — сезон дождей, только тогда там природа расцветает, а до того — засуха. И зимой очень часто дуют сильные ветры с пылью, порохом и песком, проникающие даже в помещения, и перепады температуры днем и ночью могут быть 30 градусов. Что характерно для Сенегала и Буркина Фасо — очень много попрошаек, даже в бедной стране Нигер такого намного меньше. В Сенегале еще одна особенность — это воры.
— А дети попрошайничают?
— 20 лет назад такое было и в Тунисе. Зима, 10 градусов тепла, беспрестанно идет дождь, он приходит в плаще на голое тело и в драных резиновых сапогах — просит что-нибудь поесть. А сейчас в Тунисе попрошаек нет. В Сенегале, Буркина Фасо много попрошаек, но там и много волонтеров и миссионерских организаций. Но самое интересное, что все они ездят на дорогих джипах. Может, без таких машин им и не обойтись. Но контраст в глаза бросается.
«ИРАК АФРИКАНЦАМ БЛИЖЕ, ЧЕМ АМЕРИКА. НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ, ЧТО ЭТО — НЕПРАВИЛЬНО»
— Очень ли заметен контраст между бедным и богатым населением?
— Очень. Причем в Буркина Фасо и Нигере средний уровень — это и есть бедняки. К ним принадлежит большая часть населения. Кстати, из этих стран наиболее открытая в религиозном отношении Буркина Фасо. Там две основных религии — мусульманская и христианская — сосуществуют параллельно, борются за сторонников более-менее толерантно. В то же время, на мой взгляд, христианство в этом процессе более деликатно, а мусульманство занимает активные и настойчивые позиции.
— В чем это проявляется?
— Во-первых, арабский мир поддерживает мусульман материально. Кроме того, начальное образование у них — при мечетях. А христианам помогают только миссионеры. В каждом городе, в принципе, есть церковь, много построено уже сейчас, в современном архитектурном стиле. А по маленьким селам церковь — обычный сарай, на котором есть крест.
— Какая разница между жителями-мусульманами и христианами? Распространены ли браки между представителями различных конфессий?
— Разница в том, что христианская религия — более открытая, а мусульманская — закрытая. Особенно заметно религиозное влияние мусульманства в Нигере. Там мужчина руководит всем, дети очень уважают взрослых. Много женщин в парандже, очень распространены гаремы, девушки выходят замуж в 13—14 лет и по приказу. Хотя есть такие среди рабочих, которые на работе пиво пьют, а дома — благочестивые мусульмане. Это от человека тоже зависит. Тунис в этом отношении очень современный. В больших городах почти вся молодежь одета по-европейски и сама выбирает себе пару, как у нас. Хотя, конечно, есть семьи, в которых довольно строго придерживаются религиозных традиций. Не до такой степени, как тогда, когда старший брат или отец мог убить молодую девушку за разговор с незнакомцем, но хотя бы в плане одежды, поведения. Очень заметен контраст между теми, кто загорает в купальниках, и теми, кто с ног до головы закутан в самый жаркий день.
— Жители этих стран отличаются ментальностью?
— Бедные люди везде одинаковые. Африканцы очень не любят Америку. В душе они все же мусульмане, я не говорю о небольшой части христиан, которые там проживают. И поддерживают страны арабского мира. Ирак им ближе, чем Америка. И нельзя сказать, что это неправильно. Конечно, и к христианству у них отношение настороженное. При этом они очень благожелательные и гостеприимные люди. Я бывал в семьях, конечно, уже сейчас, потому что при Советском Союзе не разрешали. Я был тогда с женой и пятилетней дочкой. Когда нас пригласили в гости — мы долго колебались, но все же не пошли.
— А вообще какие там дома архитектурно?
— В Тунисе, как в бывшей французской колонии, есть старые дома, строятся новые кварталы, есть индустриальные, финансовые зоны. В Нигере, Буркина Фасо ситуация совершенно другая, всего по два больших города. Редко случается, что какая-то западная фирма строит отель. А в основном — одноэтажное, двухэтажное строительство, частное. Из самодельного кирпича, который сушится на солнце. Тунис по сравнению с бедными странами Центральной Африки — это как Швейцария. Кстати, чем мне Тунис напомнил Украину, так это застройками, богатыми частными домами на склонах Карфагена. 20 лет назад еще такого не было.
«АФРИКАНСКАЯ ПИЩА СЛИШКОМ ОСТРАЯ ДЛЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ»
— Какие там цены, по сравнению с украинскими, европейскими?
— В Сенегале — сравнительно дешево. А в бедных странах, особенно в Нигере, практически все в 3-4 раза дороже, чем в Украине. Все, что продается, в основном — импортное, много средств идет на оплату транспортных перевозок, поэтому такие цены. Люди мало что покупают, пытаются вырастить своими руками, хотя во время засухи ничего не растет. Это замкнутый круг. Буркина Фасо — это вроде бы страна, имеющая все возможности. Но они даже бананы импортируют, а свои бананы у них невкусные. Странно, не так ли, ведь для многих людей Африка ассоциируется прежде всего с бананами.
— Чем африканцы питаются? Какие особенности национальной кухни, традиции?
— Женщины в ступках толкут кукурузу и получается мука, которую они варят на воде. Что-то вроде обычной кукурузной каши. Большинство кормится только из того, что выращивают, мясо едят только на День барана — традиционный праздник в августе, когда дети обвязывают барана со всех сторон цветными лентами, украшают, ну а потом его взрослые режут и готовят. Что касается традиций, то действительно важный праздник — свадьба, она у них очень пышная и богатая, иногда продолжается 10 дней, а особенно дорогой наряд невесты. В Тунисе национальное блюдо — это кус-кус: крупа, которая варится на пару, с кусочками баранины, очень острая. Вообще они добавляют соусы из паприки во все блюда. К национальной кухне относится желе и мятный чай с кедровыми орешками, сладости на основе меда. В Нигере с питанием было очень тяжело. В столице есть европейские магазины, а в маленьких городах европейцу буквально нечего есть. Я раз в месяц закупал продукты и ел все время одно и то же — рис или макароны. Самое худшее, что Нигер — вроде бы Африка, но там и фруктов нет?— климат неблагоприятный.
А ВСЕ ЖЕ ОН СУЩЕСТВУЕТ...
— Насколько я знаю, экономисты, исследующие проблемы Центральной Африки, считают, что выхода Африки из экономического кризиса не существует. На ваш взгляд, это так?
— Выход, наверное, существует. Но сами они свои проблемы решить неспособны. Если им будет помогать Европа или, что очень вероятно, богатые мусульманские страны, они немного поднимут свой уровень. Но для жизни — хотя бы была вода. Газ в баллонах есть даже в маленьких городах (влияние развитых стран). Люди вроде бы и бедные, но пользуются современными вещами. Там также все можно купить — были бы деньги. Зато единством, гостеприимством африканское население может поделиться с европейским.
— В чем заключается экзотика Африки для вас?
— Нигер, Буркина Фасо — такие бедные страны, иногда думаешь: ну что ты здесь делаешь?! И все же есть какая-то такая строгая красота, которую жалко покидать. Я о Тунисе не говорю: это для меня Европа, там и строительство идет больше, и более высокооплачиваемое. Но Буркина Фасо — особенная страна. Однажды пришлось ехать автобусом в полшестого утра. Вдруг мы остановились. Смотрю: многие автобусы тоже остановились, пассажиры вышли и стали... молиться. Помолились, сели и поехали. Для меня это было так странно — есть же маршрут, есть время, но в этом они такие общие, такие единые, единодушные. Нам, украинцам, этого очень не хватает...