В 2013 году трудно было поверить в то, что 169-й Учебный центр сухопутных войск, который дислоцируется в поселке Десна на Черниговщине, переживет еще хоть одну зиму. После обретения независимости необходимость Украины в такой масштабной базе подготовки военных кадров отпала. Центр постепенно приходил в упадок. Большую часть казарм даже вывели из эксплуатации: забили окна, выключили электричество и отопление. Но в прошлом году Учебный центр получил второе дыхание. На его базе снова началась работа. Сейчас здесь готовят к реальным боевым действиям, которые ожидают ребят уже через несколько недель. Поэтому и условия тренировок максимально приближены к военным.
«80% НАШИХ ИНСТРУКТОРОВ БЫЛИ В ЗОНЕ АТО»
Всего в центре проходят обучение около восьми тысяч военных. Раньше заведение принимало на учебу представителей других военных частей, но в конце января сюда прибыли первые мобилизованные. Среди военных, которые проходят выучку в настоящий момент, пять тысяч — новобранцы, мобилизованные в четвертую волну, остальные — бойцы срочной службы и контрактники. Здесь готовят представителей 130 военных специальностей. Для них есть учебные классы, стрелковые огневые, припарковые огневые, технические и спортивные городки. На базе центра существует 33-й полигон с танкодромами, автодромами и тактическим полем. Заместитель командира Учебного центра полковник Эдуард Москалюк отмечает, что в настоящий момент мобилизованных готовят значительно лучше, чем в первую или вторую волну.
«По поводу того, что мы сейчас наблюдаем среди новичков, то мы ожидали худшего. Если раньше мобилизованные не понимали, что их ждет и какие навыки им необходимы, то теперь мы получаем от обучения полную отдачу. Мобилизованные ходят строем, надлежащим образом выполняют все задачи, которые ставят командиры-начальники, проявляют интерес к изучению военного дела. К тому же 80% наших инструкторов были в зоне АТО. Они своими глазами видели то, с чем солдатам придется сталкиваться. Поэтому существенное внимание мы уделяем практическим навыкам», — рассказывает Эдуард Москалюк.
«НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ РОДИНУ — ЗНАЧИТ БУДУ»
Все мобилизованные, независимо от специальности, в обязательном порядке проходят тренировки на психологической полосе препятствий. Здесь они должны под звуки взрывов, стрельбы и сквозь дымовую завесу преодолеть дистанцию с препятствиями за короткий промежуток времени. Эти упражнения должны помочь ребятам быстрее адаптироваться в зоне боевых действий, рассказывает старший инструктор подполковник Владимир Избаш.
«Цель этих тренировок — чтобы человек привык к боевым действиям. Когда новичок попадает в зону АТО и слышит первый выстрел или взрыв гранаты, он может впасть в ступор и потерять боеспособность. Благодаря подобным тренировкам личный состав становится психологически более стойким к звукам войны и может выполнять задания в экстремальных ситуациях», — объясняет подполковник.
Среди самых сложных психологических задач — обкатка танками. Она заключается в том, что военные ложатся в предварительно вырытые укрытия, а над ними проезжает танк. После проезда солдаты должны быстро встать на ноги и метко бросить в танк импровизированную гранату.
Александр Грабовский из Киевской области — один из тех, кто только что преодолел полосу препятствий. Ему 25 лет, в мирной жизни работал водителем, сейчас служит в автомобильном батальоне. Девять месяцев тому назад у него родился сын, но это не помешало мужчине пойти в армию.
«Я пришел в военкомат, как только получил повестку, — рассказывает Александр. — Нужно защищать Родину — значит буду. Семья, конечно, провожала со слезами на глазах, но ничего не поделаешь. Ни на что не жалуюсь, одежду выдали, кормят вкусно. Учат нас хорошо: ежедневно физическая подготовка, вождение, рукопашный бой. Пока в зону АТО ехать не боюсь. Морально готов, но как будет, когда туда попаду, еще не знаю».
ТАНКИСТ-ТРАКТОРИСТ
Тем временем на танковом полигоне практикуют стрельбу, потому присутствие танков слышно издалека. Работа с ними — не для всех. Здесь могут служить только те, кто уже имеет базовые навыки работы с машиной. Военные лишь вспоминают, как водить, стрелять с места и в движении, заправлять танк и загружать башню боекомплектами. Рассказывают, что в управлении танк очень похож на трактор. Подходим к первому же танкисту и удивляемся — в мирной жизни он действительно тракторист! Владимир закончил службу в 1989 году. По специальности — водитель-механик. Рассказывает, что во второй раз «садиться за руль» было не так уж и сложно.
«Техника осталась та же. Ничего нового осваивать не пришлось, только вспоминал то, что знал до этого. Танки, конечно, не новые, года 1980-го, но пока не ломались. Нормально ездят и стреляют, можно тренироваться. В танке важна согласованная работа экипажа. Сейчас мобилизованы люди разного возраста, есть определенные расхождения во взглядах, но с этим нужно мириться», — говорит Владимир.
Относительно БМП, здесь больше всего внимания уделяют вождению. Ребята должны уметь останавливаться в нужном месте, ехать под гору и спускаться, поворачивать, проходить в минно-взрывном заграждении, справляться с маневрированием. Солдаты должны «откатать» 90 километров, только тогда их считают готовыми к реальной работе. Старшему солдату Олегу Медведкову всего 22, а служит по контракту он почти пять лет. Олег вспоминает, что техникой интересовался всегда, но вот впервые садиться за штурвал БМП было сложно.
«Машину осваивал с интересом. Единственная сложность — это боязнь техники. БМП-1 весит 13 тонн. Процесс вождения немного отличается от легковой машины. Прежде всего, здесь не руль, а штурвал. Есть коробка передач и три педали. Еще здесь для обзора всего четыре маленьких окошка. Справа вообще ничего не видно, а слева нужно приспособиться, чтобы что-то видеть», — объясняет Олег.
СПАТЬ ЕСТЬ НА ЧЕМ, С ПИТАНИЕМ ТОЖЕ ВСЕ ХОРОШО
Приказарменный корпус постепенно ремонтируют, свет и отопление вернули во все здания, а в некоторых помещениях даже появился евроремонт. Казарма, которую продемонстрировали нам, полностью пригодна для жизни. Здесь новые тумбочки и стулья, а также пластиковые окна. На одном этаже помещается 120 человек, но пока живет всего 85. Командиры признают — такие условия не везде, но заверяют, что спать есть на чем каждому солдату. С питанием тоже все хорошо. Солдатский обед, который показали журналистам, состоял из рисового супа, гречневой каши, котлет и компота. Мобилизованные заверяют, что кормят так не для журналистского глаза, а всегда. Поэтому сил на тренировку им хватает.
К слову, в пятницу 13 февраля, 169-й Учебный центр Сухопутных войск посетила жена Президента Марина Порошенко. Она подарила мобилизованным одну тысячу комплектов теплого нижнего белья, осмотрела солдатские казармы и выступила перед мобилизованными с приветственным словом.
«Сегодня, к сожалению, не осталось человека, которого не коснулась угроза со стороны России. Мы все объединились для защиты своей Родины. Мужчины — пошли спасать родную землю. Женщины — помогают им своей верой. Мы пришли к вам с теплыми вещами и теплом в сердцах. Ведь самое главное — это ваша жизнь. Надеемся, что договоренности, принятые в Минске и направленные именно на прекращение огня, будут соблюдены и вам не придется подвергаться опасности», — отметила первая леди.