Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Чернобыльский синдром

Ровесники катастрофы боятся будущего
7 ноября, 2001 - 00:00

Недавно в Боярке открылся Центр социально-психологической реабилитации населения после аварии на Чернобыльской АЭС, который был создан в рамках чернобыльской программы ООН в сотрудничестве с МинЧС Украины. До недавних пор, если речь шла о медицинской реабилитации пострадавшего населения, это подразумевало лишь состояние соматического здоровья граждан, но никак не психологический аспект. Между тем совсем недавно на международнй конференции «Медицинские последствия Чернобыльской катастрофы: итоги 15-летних исследований» были обнародованы результаты мониторинга, которые свидетельствовали не только о психических нарушениях у ликвидаторов аварии и лиц, проживавших в зоне Чернобыля, но и о специфике психологии этих людей. Повышенная тревожность, неверие в собственные силы, так называемый «синдром жертвы» — характерные черты, по которым можно идентифицировать этих людей.

К сожалению, чернобыльский шлейф несут на себе и дети. Результаты многих исследований говорят о том, что рост психосоциальных проблем у детей с каждым днем становится все ощутимее. Существуют также гипотезы о том, что психосоциальные нарушения являются дополнительным фактором риска для развития физических патологий, в частности, заболеваний щитовидной железы. Согласно исследованиям, проведение которых инициировало агентство США по международному развитию, в среднем у 15% детей были выявлены эмоциональные нарушения, а депрессия и тревожные нарушения — у 50%, в то время как на Западе этот показатель не превышает 5 — 7%. Именно подобного рода результаты и стали причиной того, что психологическому фактору при ликвидации аварии на ЧАЭС стали уделять повышенное внимание. До открытия центра в Боярке уже работали центры в Иванкове, Бородянке и Славутиче. Открывшийся центр находится при Киевской областной детской больнице и, таким образом, ее пациенты, помимо физиопроцедур, имеют возможность с помощью опытных психологов корректировать свое психологическое состояние.

«Больная душа — одна из причин больного тела». Так считают создатели центра, которые, кроме этого, активно пропагандируют развитие психологической дисциплины в системе здравоохранения. «Лечить надо не болезнь, а человека», — считает сотрудник агентства США по международному развитию Елена Радзиевская. Здесь пациенты могут пройти и индивидуальные консультации с психологом, но это, правда, лишь в особо сложных случаях, поскольку имеющийся штат сотрудников не позволяет практиковать индивидуальное консультирование для всех пациентов больницы. В основном дети занимаются в группах по арттерапии, игровой терапии, а в некоторых случаях, когда психологическое состояние ребенка инициировано семейными проблемами — семейной терапии. По словам психолога центра Надежды Демидюк, их работа направлена в основном на адаптирование детей к больничным условиям и снятие страха перед разного рода медицинскими процедурами. Особенно сложна, по словам Н. Демидюк, работа с подростками, и не потому, что этот возраст общепризнанно сложный. У ровесников Чернобыльской катастрофы практически отсутствует будущее как категория времени и, кроме этого, многие из них не видят потребности в общении с психологами, считая их врачами для психически больных. Но, к счастью, эта тенденция с каждым годом работы (речь идет не о работе в самом центре) идет на убыль, и порой родители и дети сами осознают необходимость вмешательства психолога для ликвидации посттравматического синдрома и разрешения разного рода конфликтов.

Маленьким детям реабилитация нравится, они с удовольствием рисуют, играют в ролевые игры. В эндокринологическом отделении (на фото) они с радостью встречают социальных работников, которые с ними занимаются. Но, к сожалению, занятия продолжаются только во время пребывания в больнице, в то время как многие ребята нуждаются в длительном контакте с психологом. Найти же в районных центрах или селах, из которых сюда приезжают дети, квалифицированного специалиста практически невозможно, и поэтому эффективность подобных занятий очень часто оказывается сомнительной. По словам министра по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Василия Дурдинца, необходимость таких учреждений налицо, и, возможно, со временем их сеть будет расширяться. Ну, а пока получается, что многие просто не имеют возможности добраться до центров, несмотря на свою заинтересованность в общении с психологами.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ