Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Четыре «кита» культуры

Эксперт Европейской комиссии Рагнар Сиил — о том, как креативные индустрии могут улучшить систему образования, наполнить бюджет и способствовать развитию больших и маленьких городов
11 августа, 2015 - 09:56
РАГНАР СИИЛ
РАГНАР СИИЛ

Понятие «креативная экономика» в настоящее время очень популярно. Сочетание творчества, информационных технологий и инноваций — в этом видят будущее США, страны Европы и Азии. Главный ресурс — ваш интеллект, а влияние внешних условий на развитие «дела своей мечты» сводится к минимуму. В Украине понемногу появляются островки креативных индустрий, это связано с изменениями в культурном поле страны.

В прошлом году Министерство культуры Украины пригласило эксперта Еврокомиссии Рагнара Сиила помочь в создании стратегии развития культуры. Рагнар Сиил имеет большой опыт в реформировании этой сферы. Эксперт на протяжении 2011-2013 годов возглавлял рабочую группу по разработке стратегии развития культуры Эстонии, которую в прошлом году одобрил парламент страны. В 2013 году Рагнар вместе с коллегами учредил консалтинговую компанию Creativity Lab, среди клиентов которой — частные структуры, университеты, правительства многих стран мира. В компании сотрудничают с представителями Латвии, Словакии, Македонии, Китая, Монголии, Грузии, Ирландии.

Украина — давно в кругу интересов Рагнара Сиила. Контракт с украинским Министерством культуры уже окончился, но эксперт регулярно посещает страну и организует учебные визиты украинцев в Эстонию. Недавно Рагнар Сиил прочитал лекцию для слушателей «Школы мэров» — проекта, который основала Киево-Могилянская бизнес-школа вместе с партнерами. На лекции шла речь, в первую очередь, о развитии креативных индустрий. После события «День» узнал у Рагнара Сиила, как культура может зарабатывать деньги, улучшать систему образования и способствовать развитию больших и маленьких городов.

«РАБОТА В УКРАИНЕ СТАЛА БОЛЬШИМ ВЫЗОВОМ»

— Как вы начали работать в Украине?

— Год назад ваше Министерство культуры обратилось к представителям программы «Культура» Восточного партнерства, потому что искало международного советника. Этот консультант должен был бы помочь украинскому правительству создать «дорожную карту» для разработки стратегии культурного развития страны. Важно, что я не приехал сюда сказать, что должна делать Украина. Меня пригласили, чтобы объяснить, как Украина может провести реформу культуры. Выбрали именно меня, потому что незадолго до этого я писал государственную культурную политику Эстонии. Я работал с рабочей группой платформы «Культура-2025», с министерством, и мы сделали «дорожную карту» реформ.

Вообще, если бы я был немного более сообразительным, я бы отказался от этого предложения. Ведь, это — большой вызов. Однако решил получить новый опыт. В Украину я привез опыт всей Европы. Впрочем, никто в мире не знает, как украинцам поступить лучше всего. У вас более 40 миллионов жителей. В Эстонии — немного больше одного миллиона, и это — другая ситуация. Но даже если эксперт приедет из страны, похожей по размерам, может отличаться исторический бэкграунд и многие другие вещи. Также экономическая ситуация в Украине сложная. И, в конечном итоге, в вашей стране продолжается война. Поэтому я приехал в Украину только для того, чтобы помочь запустить процесс изменений. Наполнить этот процесс содержанием должны местные люди.

— Какова судьба «дорожной карты», которую вы создали?

— Мы хорошо сотрудничали с министерством, наши разработки приняли. Рабочая группа платформы «Культура-2025» начала составлять стратегию развития культуры по этому «путеводителю». Но потом министерство решило, что у него нет времени на этот проект, они захотели сделать что-то быстрее. Правительственные чиновники попросили кого-то другого написать предложения по реформированию культуры. Все это было, словно лавина. Насколько я понял, министерство предложило новый документ Верховной Раде Украины, но его не приняли.

В настоящее время министерство связалось с рабочей группой «Культуры-2025», чтобы продолжать использовать нашу «дорожную карту» как основу для создания стратегии развития культуры. Следовательно, наш проект жив, однако процесс реформ длительный.

«МЫ ДОЛЖНЫ ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ ДИЗАЙНУ ПРОЦЕССОВ»

— Какой есть потенциал для регионального развития креативных индустрий в Украине?

— Каждый город мира может делать что-нибудь для развития креативных индустрий. Правительство не может знать обо всех особенностях ситуации на местах. При этом изменить что-либо на местном уровне, уровне города или фабрики, проще, чем на уровне государства. После лекции в «Школе мэров» ко мне подошли несколько людей и сказали, что хотят развивать в своих городах креативные индустрии. Это уже что-то. Вам нужны современные стратегии, нужно строить связи между культурой и образованием.

Жаль, что я еще не посетил другие города Украины, кроме Киева. В Украине у меня было ограниченное время пребывания, поэтому не было возможности глубже исследовать ситуацию по регионам. В частности, чтобы исправить это, в сентябре планирую выступить на Конгрессе культуры Восточного партнерства во Львове. Также я проводил воркшопы в рамках программы «Культура» Восточного партнерства. Эта программа рассчитана на представителей Украины, Молдовы, Беларуси, Грузии, Азербайджана и Армении. И на таких воркшопах я работал с людьми из Львова, Винницы и других городов.

Региональное развитие очень важно, особенно в такой большой стране, как Украина. Ведь культура и креативность часто развиваются на локальных уровнях. Креативные индустрии — очень локальная вещь, которая происходит здесь, в этом конкретном городе. Киев может дать деньги, начать какие-то образовательные программы, например, в Виннице. Но только сами виннитчане могут создать пространство для работы креативных людей.

— Чем является культура в современном мире? Как она связана с экономикой и другими сферами жизни?

— Обычно говорят о четырех ценностях культуры. Первая — внутренняя ценность, культура ради культуры. Иногда культура важна как таковая, потому что формирует цивилизованного человека. Это — ценность, которая никогда не должна измеряться средствами. Вторая ценность — экономическая. Продаются книги, скачиваются игры и музыка, люди покупают билеты на концерты, и в сферу культуры заходят деньги. Происходит движение средств внутри системы.

Третья ценность касается других областей. Разные компании хотят добавить ценности своим продуктам и сервисам, и культура может помочь в этом. Например, чтобы продать больше автомобилей, вы сотрудничаете с дизайнерами, режиссерами, музыкантами, которые создают хорошую рекламу.

Четвертая ценность — влияние культуры на региональное развитие. Так, в вашем городе проводится интересный фестиваль, на который приезжают разные люди. Они покупают билеты на поезд и еду в кафе, снимают номера в гостиницах, приобретают сувениры, и железнодорожные компании, рестораны и магазины счастливы. Даже если сам фестиваль ничего не зарабатывает, его посетители тратят в вашем городе немало денег. Итак, культура вмещает намного больше ценностей, чем собственно культурную.

Культура и креативность становятся все более важными в системе образования. Украинские студенты похожи на эстонских — имею в виду постсоветскую систему в университетах. Эти студенты — самые умные выпускники в мире, но они не знают, что делать со своими знаниями. Образованность в наших школах — книжная. Так вы не научитесь креативному мышлению, поиску новых путей развития, инновациям. Поэтому нужно применять креативные методы в образовании. Мы должны обучать детей дизайну. Не в смысле того, как спроектировать стул — мы должны обучать дизайну процессов. Архитектурные программы становятся все более популярными, поскольку дают возможность увидеть разные связи в своем окружении, учат особому мышлению и тому, как решать проблемы.

«КРЕАТИВНОСТЬ МОЖЕТ СТАТЬ ЛЕКАРСТВОМ ОТ КОРРУПЦИИ»

— Что мы в Украине можем делать с советским наследием в культуре?

— В мире сейчас существует большое движение по использованию фабрик, военных зданий и других сооружений, которые уже не работают, для креативных пространств. Креативные люди нуждаются в таких местах: им хочется, чтобы можно было разрисовать стены, например. Обычно в креативных хабах можно делать что угодно. Все должно быть креативным: не только голова, но и окружение.

Слишком много усилий направляют на десоветизацию и декоммунизацию, особенно если говорить об архитектуре. Я — современный молодой человек, не жил при СССР во взрослом возрасте. Есть некрасивые и опасные советские здания. Но снимать красную звезду с величественного дома сталинского периода — это, словно переписывание истории. История охватывает разные периоды: античность, Средневековье, социализм. Нужно пытаться сложить эти слои вместе так, чтобы строение имело смысл. Когда некоторые в Эстонии говорят, что нужно убрать какое-то советское здание — это то же самое, что делает Путин. Россия — чемпион по переписыванию истории! И я не хочу в это играть, я не хочу лгать себе. Я не борюсь с привидениями. Если какая-то вещь представляет время, она должна остаться. Я всегда показываю советские памятники своим гостям, а затем веду их в какой-то креативный кластер. Я показываю советское прошлое и то, как далеко мы отошли от него. Это мотивирует.

— Как коррупция влияет на развитие креативных индустрий?

— Креативность может стать лекарствами от коррупции. Обычно люди культуры мало склонны к коррупции, не дают взятки. Они, — как совесть общества. Гостиный двор на киевском Подоле — яркий пример. Жители Подола, креативного центра города, вышли защитить это место от превращения в торговый центр.

Коррупция не может быть оправданием тому, чтобы ничего не делать. И креативные люди сами должны «посмотреть в зеркало». Во многих странах, и в Украине также, развитая теневая экономика. Часто люди культуры работают нелегально, не платят налоги, получают зарплату в конвертах. Это — порочный круг. На низовом уровне люди ежедневно готовы давать маленькие взятки врачу, учителю и т. д. А потом удивляетесь коррупции на верхах. Только если вы сами прекратите давать взятки, коррупция начнет исчезать. В Эстонии ушло 20 лет на то, чтобы превратиться из обычной советской коррумпированной республики в одну из наименее коррумпированных европейских стран. Борьба с коррупцией начинается с каждого и продолжается долго.

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ