Почти три месяца прошло с начала акции по продовольственной блокаде Крыма, которую предприняли крымскотатарские активисты, представители «Правого сектора», «Айдара», «Азова» и другие патриотические движения. Государство до сих пор вяло реагирует на эту общественную инициативу. Лишь на днях глава меджлиса Рефат Чубаров заявил о том, что правительство готовит постановление об ограничении поставок некоторых групп товаров на полуостров. Между тем участники блокады не собираются оставлять свои посты.
ДОСТИЖЕНИЯ
Некогда очень оживленная крымская трасса через Чонгар — пустует. Некурортный сезон, блокада, фактическая граница с аннексированным Россией полуостровом... Около бывшего пункта пропуска пограничников разместился штаб организаторов блокады. На блокпосте бетонные блоки, в шахматном порядке перекрывающие дорогу. Из таких же блоков вымостили что-то наподобие огневых позиций. Активисты в камуфляжной форме, касках, бронежилетах осматривают каждый автомобиль, который движется в Крым и в обратном направлении. На полуостров не пускают мощные генераторы, большие запасы продуктов, все, на чем там сейчас можно заработать.
ПОГРАНИЧНИКИ РАБОТАЮТ В ШТАТНОМ РЕЖИМЕ. БОЛЬШИЕ ОЧЕРЕДИ НЕ ОБРАЗУЮТСЯ
«Мы понимаем, что наше государство не очень обрадовалось этой акции. Пока Крым оккупирован, но остается свободной экономически зоной, есть хорошая возможность вести нелегальный бизнес с той стороной, — говорит спикер «Правого сектора» Алексей Бык. — Но мы рассматриваем эту военно-политическую операцию как первый этап возвращения Крыма в Украину. Мы уже достигли некоторых результатов. Пока мы здесь, паром через Керченский пролив возит не военную технику, а продукты. Также из-за энергетической блокады российские военные части на полуострове вынуждены тратить ресурсы на освещение окружающих населенных пунктов».
РЕАКЦИЯ
Люди, которые не обязаны, но фактически вынуждены открывать багажники своих машин «блокадникам», реагируют на это по-разному. Одни называют это махновщиной, недовольные тем, что этим занимаются неизвестные парни в форме, а не представители власти. О произволе активистов не раз писали и в местных СМИ. Кто-то жалуется на грубое поведение активистов, незаконное изъятие продуктов, личных вещей. Другие соглашаются с такими мерами безопасности, готовы терпеть неудобства.
НА НОВОМ МЕСТЕ КПВВ «ЧОНГАР» УСТАНОВИЛИ ОТДЕЛЬНУЮ ПОЛОСУ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ, ЧТОБЫ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ АДМИНГРАНИЦЫ БЫЛО УДОБНЫМ И БЕЗОПАСНЫМ
Валентина Якина — из Днепропетровска. Везет продукты для сына, который лечится в санатории им. Пирогова. Показывает соответствующие документы. Во время осмотра у нее обнаруживают три мешка картошки по 18 килограммов, тогда как пропускают не больше 50 кг в машине. Авто съезжает на обочину для дополнительного осмотра. «У нас безвыходная ситуация. Мой сын — спинальник. Раньше лечились в Славянске. Теперь этот санаторий закрыт, остается только Крым, — объясняет женщина. — Понимаю, что ребята хотят навести порядок. Наверное, так и нужно. Вот у меня картошка, а у кого-то там может быть оружие». Присутствие журналистов и камер ускоряет пропуск пани Валентины. Картошку не изымали, поверили женщине на слово.
НА «ЮЖНОМ» ПОСТУ БЛОКАДНИКОВ ВСЕХ ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ КРЫМА ВСТРЕЧАЮТ УКРАИНСКИЕ И КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ. «МОЖЕТ, КОГО-ТО И РАЗДРАЖАЕТ НАШ «БАТЬКО БАНДЕРА», НО ПУСТЬ ЗНАЮТ — ОНИ В УКРАИНЕ», — ШУТЯТ АКТИВИСТЫ «ПРАВОГО СЕКТОРА»
Один из участников блокады выделяется профессиональной экипировкой военного и характерным акцентом. Спрашиваем откуда сам. «Я из Беларуси. Надоело давать советы в интернете. Решил поддержать украинских патриотов делом, — говорит человек с позывным «Сябр». — На Донбассе не был, но готов, если нужны будут добровольцы. Мы хотим, чтобы в Крыму не наживались перекупщики и контрабандисты. Например, зачем семье, которая живет в обычном доме, два генератора по 5 киловатт? Понятно, что так хотят заработать. Мы стоим за идею. Часто предлагают деньги, чтобы проехать просто так. Но тогда мы проверяем еще более тщательно».
ЗОНА НЕКОМФОРТА
В нескольких километрах от «блокадников» расположился КПВВ «Чонгар». В конце ноября пограничники и таможенники перенесли свой пост ближе к админсети. Говорят, так решили, чтобы сделать пересечение границы более комфортным для граждан, в частности уменьшить расстояние, которое приходилось преодолевать пешком по «нейтральной» зоне между украинскими и российскими силовиками. Больших очередей на КПВВ сейчас нет.
УЧАСТНИКИ БЛОКАДЫ КРЫМА ОСМАТРИВАЮТ КАЖДУЮ МАШИНУ. ОДНАКО БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ НЕ ЗАДЕРЖИВАЮТ, ПРОЦЕДУРА ЗАНИМАЕТ НЕСКОЛЬКО МИНУТ
«На новом месте увеличили количество полос для движения транспорта в обоих направлениях и выделили крытый переход для пешеходов, — рассказывает помощник начальника по вопросам взаимодействия со СМИ Южного регионального управления Госпогранслужбы Максим Сорока. — Ежедневно этот КПВВ пересекает около трех тысяч граждан. В целом ситуация здесь спокойная. Но мы усиливаем меры безопасности, увеличиваем наряды на пунктах пропуска и на морском участке админсети. Общественная блокада нам не мешает. Мы сотрудничаем с активистами, обмениваемся информацией».
Давно говорят и о сервисной зоне на пунктах пропуска. Однако людям до сих пор не оборудовали не только места отдыха, но и нормальные туалеты. Хотя обещаниями о комфорте областные и районные власти кормят журналистов еще с лета. Даже комиссия по министерству инфраструктуры приезжала в августе.
Тогда возвели крытый терминал, в котором можно выпить кофе, спрятаться от несильного мороза и... все. Более того, терминал построил частный предприниматель с договоренностью вести здесь собственный бизнес. Государство о настоящем комфорте не позаботилось. По крайней мере, на момент нашего визита.