Сегодня, 17 ноября, во всем мире отмечают День студента. В Украине их насчитывается более двух миллионов. И какие бы времена ни были в нашем государстве, они всегда оставались прогрессивными, чрезвычайно инициативными, энергичными и уверенными в себе людьми. Вспомним хотя бы революцию на граните, потом оранжевую революцию, а сейчас — многочисленные акции протестов против министра образования и науки Дмитрия Табачника. Сегодня, когда время и власть ставят перед студенчеством новые вызовы, ему очень важно сохранить свое единство и решительность. Потому что, по выводам социальных психологов, несмотря на то, что студенчество всегда было передовым слоем населения, способным отстаивать свои интересы, у многих из них сейчас нет самостоятельности в принятии решений и изъявлении собственных политических интересов. Зато появилась тревога о своем будущем.
— К такому выводу я пришла, когда проводила исследование в Западном регионе Украины в связи с местными выборами относительно ожиданий, политических установок и ценностей студентов, — рассказала Елена ЛИЩИНСКАЯ, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии. — Такое впечатление, что у студентов посттравматический синдром. На первом месте у них желание, чтобы власть о них заботилась. Я хотела посмотреть, насколько люди рассчитывают на себя и верят в свои силы. Оказалось, что студенчество Западной Украины несамостоятельно. И этому есть простое объяснение: существует психологическая закономерность — если есть условия, когда человек чувствует угрозу своему физическому существованию, не уверен, будет ли работа, одежда, еда, то есть, будут ли удовлетворены первичные потребности, тогда другие потребности просто затормаживаются. Я не вижу тенденции, какова молодежь будет завтра. Потому что, с одной стороны, есть ожидание от студенчества активности и готовности отстаивать свои права, потребности и место в обществе. А с другой стороны, происходящее сегодня в образовании, когда мы наблюдаем коррупционную коррозию, когда открыто продаются фальшивые дипломы, а вновь созданные университеты ничему не учат, молодой человек со своей профессией остается никому не нужен. Получается замкнутый круг: с одной стороны, диплом нужно получить, а с другой — где найти с ним работу.
Поэтому сегодня студенчество больше думает о проблемах насущного существования. В придачу те, кто только собирается в высшие учебные заведения, должны приспосабливаться к новым правилам поступления. Недавно их обнародовало Министерство образования и науки, чем вызывало ряд критических замечаний педагогов. Больше всего критика раздавалась по поводу того, что вузы вернут обязательные вступительные экзамены. По мнению экспертов, это повод обойти внешнее независимое оценивание, то есть свести его значение к нулю. По сути, это еще один шаг назад в продвижении нашего образования к европейскому. А именно его хотят наши студенты, чтобы получить возможность продолжать учебу за рубежом или хотя бы учиться в тех условиях, что и их зарубежные коллеги.
Зато те, кто уже учится, обеспокоены тем, как и где им найти работу. По данным опроса Государственного института развития семьи и молодежи, трудоустройство тревожит студентов больше всего. Потому что от этого зависят и уровень их жизни, и возможность удовлетворять свои потребности, как физические, так и духовные. Однако ввиду того, что студенты только лишь осваивают свою профессию, им трудно сейчас сказать, будут ли они конкурентоспособными на рынке труда. Хотя именно это больше всего ценят работодатели.
Еще больше проблем появится у молодежи, если Верховная Рада все же примет новую редакцию Трудового кодекса. Тогда испытательный срок станет обязательным для молодого работника, а работодатели получат право не платить в это время ему зарплату. Поэтому благодаря новому законодательству большинство выпускников вузов могут превратиться в бесплатную рабочую силу.
И все же у молодежи всегда была энергия и уверенность, которая преодолевала всяческие препятствия. В этом неоднократно убеждался «День», встречаясь со студенческими аудиториями в разных уголках Украины. Какие же сейчас горизонты, возможности и шансы самореализоваться открывают для себя наши студенты, мы спросили у них самих.
КОММЕНТАРИИ
Екатерина ЯКОВЛЕНКО, студентка четвертого курса Донецкого национального университета:
— Сейчас очень сложно планировать свое будущее относительно профессии. Особенно это касается студентов так называемых творческих специальностей. Я изучаю журналистику уже четыре года, и скоро получу диплом, потому вопрос, что делать и куда идти после университета для меня очень актуальный. «Творческим» специалистам не предоставляют целевое распределения, как, например, студентам медицинских вузов, потому каждый ищет свой путь сам. И большинство просто не находит его. Для хорошего трудоустройства нужен, как минимум, двухгодичный стаж по выбранной специальности или прекрасное резюме. В Донецке, например, большинство журналистов, работающих сейчас в медиа, это журналисты не по специальности. Кроме того, каждый год увеличивается количество именно профессиональных журналистов. В этом же году, например, только в Донецкий национальный университет было зачислено сто студентов-первокурсников на специальность журналистика. И с одной стороны, выходит, что конкуренция есть, а значит есть спрос, а с другой (более реальной) — настоящего спроса нет. Поэтому никакой гарантии относительно хорошего профессионального будущего в своем городе я не вижу.
Назар ЛИТВИН, студент пятого курса финансово-экономического факультета Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана:
— В следующем году я заканчиваю университет, и передо мной возникнет вопрос трудоустройства. Конечно, как будущий специалист я хочу работать по специальности. Но, к сожалению, на сегодняшний день найти такую работу с достойной оплатой очень сложно. О том, чтобы государство гарантировало трудоустройство, вообще говорить не приходится. В контексте действий сегодняшней власти, «проведение» ею реформ оптимизма не прибавляют и уверенности в завтрашнем дне тоже. Я сейчас прохожу практику в государственной налоговой инспекции, и даже если допустить, что меня туда примут на работу, заработная плата будет смехотворной. И как, скажите, на такие деньги прожить в столице? В большинстве частных фирм нужны работники с опытом работы. А откуда он у меня возьмется — студента дневного отделения, отличника, который все пять лет добросовестно учился? Поэтому, к сожалению, ситуация сложная, и я еще не определился, что буду делать, куда идти по окончании университета.
Юлия БУДЬКО, студентка третьего курса Национального университета «Острожская академия»:
— Я уверена в том, что по окончании университета буду трудоустроена. Сегодня существует множество возможностей работать — от обычного интернет-копирайтера до офисного работника или служащего. Поэтому понимаю, что на самом деле проблемы с трудоустройством нет. Другое дело — это необходимость постоянной учебы и получения опыта, где бы и кем бы не работал. Не считаю, что это является проблемой. Зная, что при необходимости смогу овладеть необходимыми знаниями, могу твердо сказать, что уверенность в будущем у меня есть.
Назар ДРАЛА, студент пятого курса Львовского национального университета им. И. Франко, председатель ОО «Студент за студента»:
— Студенты всегда были движущей силой всех перемен: то ли студенческой революции на Граните, приведшей к независимости Украины, то ли событий, происшедших в 2004 году. Я думаю, что в связи с событиями, которые в последнее время происходят в нашем государстве, у студентов появляется потребность показывать свою силу. Безусловно, остается актуальным вопрос о первом рабочем месте, много моих сверстников или уже выехали за границу, или планируют это сделать в ближайшее время. Мне жалко, что перспективные, образованные люди оставляют нашу страну, ищут лучшей судьбы. Относительно получения высшего образования, то я вижу, что все сложнее и сложнее его получить. Цены за последние годы стремительно растут, лишая возможности учится молодого абитуриента из необеспеченной семьи.
Но есть и положительные тенденции. За четыре года моей учебы в высшей школе от меня ни разу не требовали взятки. Среди молодежи есть понимание, что нужно рассчитывать только на свои силы. Есть много молодых людей, которые делают все возможное, чтобы по окончании вуза открыть свое собственное дело. Тех, кто останется в Украине, ожидает нелегкая судьба, но кто, как ни мы должны строить наше государство.
Вадим БАБЕШКО, студент Университета «Валенсия», Испания:
— Как студент западного вуза я, конечно, имею лучшие стартовые позиции: лучшие условия учебы, более качественное образование, европейский диплом, который открывает возможность карьеры в Европе, США или других развитых странах, а тем более в Украине. Относительно своей будущей судьбы, и будет ли она связана с Украиной, я еще не определился. У меня, слава Богу, была возможность увидеть мир. И мне очень грустно за свою Родину. Дело не в том, что «государство ничего не делает», на самом деле, достаточно было бы, чтобы государство не мешало: создавая законодательные барьеры или назначая коррумпированных чиновников. Но самый главный фактор, который мешает большинству молодых людей сделать серьезную карьеру в Украине, это «кумовство»: когда на ответственные государственные должности или должности в коммерческих структурах берут не специалистов, а сыновей и дочерей своих знакомых, высокопоставленных должностных лиц. Реальные шансы устроить свою судьбу — только работая в большой иностранной компании, где ценят не происхождение человека, а его профессиональные качества. В свое время, после школы, решая, какое направление учебы мне выбрать, я хотел поступать на медицинскую специальность, но родители меня отговорили — будешь бедным и голодным. Поэтому теперь я — программист, и хотя работа эта не сложнее, зато однозначно более хлебная. Я искренне желаю, чтобы в украинском обществе что-то, наконец, глобально изменилось, чтобы там хотелось и «моглось» жить и работать. Поздравляю всех украинских студентов с Днем студента и желаю успехов и терпения в учебе, а также после ее окончания.