Недавно в рамках программы «Содействие внешнему тестированию в Украине» (USЕTІ) была организована учебная поездка украинской делегации для ознакомления с опытом США по введению стандартизованного тестирования учеников и студентов на различных этапах обучения. В составе делегации были работники Украинского центра оценивания качества образования, специалисты из Министерства образования и науки, АПН Украины, других заинтересованных организаций. В состав делегации вошел также академик-секретарь отделения дидактики, методики и информационных технологий в образовании Александр Иванович ЛЯШЕНКО, который поделился своими впечатлениями об увиденном в США.
— Александр Иванович, если сравнить работу организаций, подготавливающих тестирование в Соединенных Штатах, с тем, как это делается сегодня в Украине, то в чем разница?
— У нас только начинается эта система, а в США такая система работает уже более ста лет, в 2004 году они отметили столетие введения так называемого общеобразовательного теста SАT для поступления в университеты и колледжи. В Соединенных Штатах довольно мощный потенциал в сфере тестирования, который, в отличие от европейских стран, сосредоточен в негосударственных учреждениях, в различных ассоциациях, частных институциях и тому подобное. Например, Американский институт исследований (AIR), который мы посетили, является одним из ведущих в этой сфере деятельности. Он возник на базе научно-исследовательских центров, создававшихся для помощи в организации тестирования в США. Сегодня этот довольно мощный институт, кроме работы над тестами, исследует и другие проблемы, в частности, сравнивает образование США с другими странами, исследует проблемы изучения иностранных языков, в том числе и английского как иностранного. Его финансирование происходит путем получения грантов от штатов или федерального правительства, в частности, для разработки школьных тестов. Проблема заключается в том, что система образования США децентрализована. Каждый штат имеет свои стандарты образования, хотя существует и федеральный стандарт, но он имеет рекомендательный характер. Конечно, структура этого стандарта отличается от украинского: относительно содержания там указывается только минимум, которого нужно придерживаться. Например, отмечено, что математику ученики должны изучать не менее четырех лет.
— Чем отличается американская школа от украинской? В каком возрасте там дети идут в школу?
— В США нет жесткого требования относительно возраста начала обучения. Есть требование — все дети учатся в школе до достижения ими 16—18 лет (в зависимости от штата). Если говорить о системе американского образования вообще, то она, как и в Украине, 12-летняя. В этой системе распределение между начальной и основной школой условное. Старшая школа довольно четко выделяется как профильная. Нужно заметить, что в США почти все дети школьного возраста охвачены средним образованием. Но по окончании школы документ о среднем образовании — они называют его дипломом — получают только 75% учившихся. Остальные — свидетельство о том, что учился, но не достиг отмеченного уровня. Есть независимое тестирование, есть обычное оценивание учителем по четырехбалльной критериальной оценке. Довольно распространено педагогическое тестирование, которое использует учитель в учебном процессе, обращаясь к многочисленным сборникам тестов. В американской школе давно уже не используют опрос учеников как форму контроля. Ученик должен продемонстрировать способность применять полученные знания в конкретных практических ситуациях, уметь критически мыслить. Поэтому ученик не бегает за учителем с просьбой переписать тест: с его помощью он выясняет уровень своей готовности или успешность. Тестирование он проходит исключительно для себя, а не для учителя, как у нас. Обязательным для всех штатов является итоговое тестирование в 12-м классе. Большинство штатов с третьего по восьмой классы по своей инициативе проводят тестирование по разным предметам ежегодно. Тестирование в американской школе в основном направлено на выявление когнитивной (умственной) составляющей развития ребенка, а не объем усвоенных знаний. В своем большинстве тестовые задания требуют не воспроизведения знаний (хотя есть и такие), а предлагают решение ситуативных задач или каких-то проблем. Кроме того, довольно распространено в американской школе написание эссе — небольшого сочинения на одну-две страницы, где нужно изложить свои мысли по определенной проблеме. Оценивается это сочинение не столько по грамматической правильности (грамматику проверяют другими тестовыми заданиями), а по умению выразить свою мысль, делать обобщения, изложить индивидуальную позицию по поводу тех или иных событий. То есть речь идет о формировании рационального научного мышления, а не заполнении головы совокупностью фактов, правил и формул. Поэтому в старшей школе стратегия обучения — развивать способность учеников к критическому мышлению, к выработке собственного мнения, умению дискутировать.
— В чем видят ценность тестирования американские учителя и ученики?
— Система независимого внешнего оценивания учеников, которая сейчас вводится в Украине, построена таким образом, что она фактически нужна только ученикам, которые хотят продолжить обучение в высшей школе. Что касается американской школы, то там всесторонняя заинтересованность в результатах тестирования и соответствующее отношение и мотивация как учеников, так и других субъектов обучения — учителей, родителей, руководства школы, то есть все заинтересованы в результатах, и каждый заинтересован по-своему. Почему именно так? По-видимому, из-за того, что несколько другое отношение к оцениванию своей собственной личности. Американское общество, насколько я понял, построено на том, что уважается не столько твой ум, сколько твоя индивидуальность. У нас в Украине все наоборот: твои умственные способности слишком абсолютизируется! Украинские университеты хотели бы взять к себе самых талантливых, самых одаренных, не задумываясь над тем, способно ли учебное заведение дать этому талантливому ребенку то, что ему нужно для его максимального развития. Они уже пережили стратегию отбора в университеты по талантливости и пришли к тому, что отбирают способных учиться. Я говорю это потому, что в двух американских университетах задавал один и тот же вопрос: «Представьте, что я способный к математике ученик, имею высшие результаты по тестированию SАT и у меня наивысший результат по дополнительному предметному тестированию. Остальные показатели — посредственные. Примете ли вы меня в университет?». Выяснилось, что нет. Ведь каждый университет, кроме результатов тестирования, имеет набор других требований, которые тоже учитываются при поступлении в высшее учебное заведение. Это средний балл диплома об образовании, рекомендации учителей, участие в общественной жизни, лидерские способности и тому подобное. Например, в Университете штата Мериленд таких показателей 26. Интересно, что только два из них количественные — результаты теста и средний балл диплома. Остальные — это эссе «Почему ты поступаешь в наш университет?», характеристики-рекомендации, участие в общественной жизни, что для американских детей является обязательным, твои жизненные интересы и таланты и тому подобное. То есть университеты сориентированы на отбор детей, способных учиться с наибольшей пользой для себя и, что важно, для университета.
— Вы этот вопрос задавали в двух университетах, какая разница в ответах?
— Оба университета ответили одинаково: «Мы вас не примем». Я удивился и спросил: «Почему?». В одном университете мне сказали: «Вы не уважаете наш университет и наши требования. Кроме того, мы не только готовим вас как специалиста-математика, но главное — развиваем вас как личность, как гражданина». То есть при поступлении меня оценивали не как математика, а как личность, способную привнести в жизнь университета свою индивидуальность, быть полезным студенческому братству, обществу вообще. Один из девизов этого университета: «А что ты способен сделать для нашего университета?». Понятно, что замкнутый на своей математике я воспринимаюсь только как потребитель образовательных услуг, а не творец будущей жизни. Вот их подход.
Во втором университете мне сказали приблизительно то же: меня не возьмут по двум причинам. Первая такая же, как и в первом университете, — я должен удовлетворить все их требования и показатели. А во-вторых, у них нет такой мощной математической школы, которая бы позволила мне удовлетворить мои потребности, и предложили обратиться в те университеты, которые имеют соответствующий научный потенциал. Ведь, кроме прочего, они несут ответственность за качество подготовки специалиста.
В США студенты поступают, как правило, не на конкретный факультет или специальность, а учиться в данном университете. Конечно, это правило не распространяется на специализированные заведения — педагогические, технологические, медицинские и другие профессиональные колледжи. Не такая, как у нас в Украине, стратегия отбора студентов на обучение меня некоторым образом удивила. Перед поездкой многие факты о системе образования США мне были известны. Но такое живое общение с американскими коллегами дало возможность взглянуть на американскую систему образования совершенно с других позиций. В первую очередь, меня удивило, что американские университеты очень придирчиво относятся к воспитательной работе, для них важно не столько подготовить специалиста, сколько выявить и раскрыть в студенте его потенциал, обнаружить и учесть его индивидуальность в его развитии как будущего специалиста. То, что мы потеряли в последнее время в наших высших учебных заведениях.
— Как долго учатся студенты в университете в Штатах? Нужно ли платить?
— В университетах и колледжах на бакалаврате обучение длится четыре года, и эта подготовка воспринимается как полноценное высшее образование. По завершению этого срока фактически выпускается сформированный специалист, готовый к профессиональной деятельности. У нас же это воспринимается как базовое высшее образование, которое нуждается в дальнейшей специализации. В США продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре (докторантуре) только около 20 процентов тех, кто закончил бакалаврат. Такого образовательного уровня как «специалист» у них нет.
Высшее образование в США платное, однако оплата его довольно своеобразна. Когда ты поступаешь в университет, то подаешь параллельно две аппликации. Одна относительно твоих способностей учиться, а друга — на удовлетворение финансовых потребностей для обучения. Они обрабатываются параллельно. По финансовому запросу в зависимости от экономического положения, других факторов ты можешь претендовать на получение стипендии на обучение. Из различных источников и фондов, если ты талантлив, но не имеешь соответствующего финансового обеспечения, ты можешь покрыть часть расходов на обучение, как правило, не более 75%. Остальное придется брать в кредит в банке на обучение, который начинаешь выплачивать через один-два года после окончания обучения. Полные расходы на обучение, как правило, не покрываются с целью повышения твоей ответственности за качество обучения. Стоимость обучения зависит от рейтинга университета. В Гарварде это 50—60 тыс. долларов в год, ведущие университеты — 40—50 тыс. долларов в год. Например, в Мерилендском университете стоимость обучения в год составляет 38 тыс. долларов. Однако если ты из штата Мериленд и являешься налогоплательщиком этого штата, твое обучение будет стоить $5 тысяч в год.
— Что вас больше всего поразило? Что из того, что вы увидели, можно использовать в наших реалиях?
— Наверное, больше всего поразили две вещи. Это уважение к личности, ее индивидуальности независимо от того, на какой ступени социальной лестницы ты находишься. Если ты противодействуешь обществу, к тебе, конечно, будут применены карательные действия, закон здесь будет работать. Но в тебе видят личность, пытаются сделать так, чтобы удовлетворить твои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в США очень тяжело работать в том понимании, что от тебя все время требуют продвижения вперед, ты все время находишься в очень напряженном ритме. Ведь американская рыночная экономика не социально ориентированная, как в большинстве европейских стран. Не все выдерживают, и потому такое большое количество обездоленных людей.
Вместе с тем, в США я почувствовал проявление гражданского общества, которое живет по своим законам, отличным от многих государств мира, где верховенство права воспринимается как норма жизни.
Конечно, в США не меньше проблем, чем в других государствах, и их система образования не такая уж и идеальная. Важно понять, что перенести ее структуру, стандарты, принципы, в частности, подходы к тестированию, в любую другую страну практически невозможно. Стоит изучать опыт этих стран и заимствовать лучшее, трансформировать его в наши условия. Считаю, что относительно украинского варианта введения независимого внешнего оценивания учеников, кроме сугубо технологических процедур, необходимо перенять мотивационную аргументацию этого педагогического средства. Ведь мы не имеем надлежащей мотивации ни у учащихся, ни у тех, кто учит. Эта прогалина довольно существенна, и она не может быть ликвидирована никакими другими средствами, кроме как доказательствами объективности результатов независимого внешнего оценивания и критического отношения к любому преувеличению его функций в отборе для обучения в высших учебных заведениях. Нам стоило бы критически взглянуть на стратегии приема в вузы и выбрать среди них такие, которые отвечают современным требованиям украинского общества, с учетом мирового опыта.