Сегодня в нашей рубрике «Родительский День» своими мыслями о воспитании детей делится Владимир СПИВАКОВСКИЙ, президент Международной корпорации S.V.S. У Владимира Михайловича две дочки — семнадцатилетняя Лика и семилетняя Юля. Когда старшей дочери пришло время идти в школу, папа создал для нее собственную школу — лицей «Гранд». Сегодня Лика учится уже в 11 классе лицея, а Юля — первоклассница. Однако папа и по сей день не перестает анализировать оценивать собственный родительский опыт — и семейный диалог с детьми.
Просто быть человеком разумным в наше время недостаточно. Ценен не человек разумный, а человек умелый — пассивные знания никому не нужны. Ценен человек, который полностью может организовать свою жизнь. Даже ворона учит своих птенцов тому, как не выпасть из гнезда, как найти пищу, то есть учит жить. А чему, в первую очередь, учит человек своих детей? Он учит набору стандартных предметов в школе, которые заключают в себе достижения человечества периода средних веков. Никто не учит тому, из чего состоит жизнь. А состоит она не из предметов.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок вырос счастливым, умным, здоровым, богатым, благополучным. Против этих ценностей никто возражать не будет, но в школе не учат тому, как этого достичь. Возможно, что ни один учитель не знает, как этому научить.
В детстве человек должен научиться всему понемногу, тогда взрослея в случае необходимости он сможет поменять работу и у него не будет внутреннего барьера для принятия такого решения. В период перестройки нашего общества где-то около 10 % людей смогли сориентироваться и найти себя, остальные оказались выброшенными за борт. Если человек потерял работу или ему за работу не платят, он должен догнать свою судьбу и карьеру — пойти на какие-то курсы, овладеть новой специальностью и выстроить свою жизнь. Я сторонник того, чтобы человек не оставался приверженцем своей профессии, если по этой линии все умерло. Нужно показывать своим детям, что жизнь можно выстроить — что бы ни случилось.
В детстве в «Литературной газете» я прочитал «Урок отца» Симона Соловейчика. Речь шла о том, что один отец очень мало внимания уделял своему сыну. Он все время сидел в кабинете и много работал. Через много лет уже взрослый человек на вопрос о том, как его воспитывали, ответил: «Меня воспитывала узкая полоска света, которая проникала через полузакрытую дверь». Мы не столько должны обучать, назидать (этого мы в семье не делаем), наша задача — создать ауру, среду, в которой маленький человек проживает полноценно свою жизнь. Сегодня дети сами выращивают себя в современном киберпространстве. Так как дети всегда подражают своим родителям, мы вместе с ними обсуждаем в семье свои взрослые достижения, и дети к этому тянутся, чтобы тоже реализовать себя на своем детском уровне. Кстати, свои неудачи мы обсуждаем тоже, и это помогает нашим детям преодолевать с меньшим количеством слез свои достаточно частые проигрыши.
Когда росли и взрослели мы, нам говорили, что мы должны жить во имя будущего, во имя будущих поколений, для своих детей. А я всем говорю, что нужно жить только сегодня и только для себя. Почему? А вспомните, что получалось, когда люди предлагали заботиться только о будущих поколениях? Так вот, это сытое и духовное будущее как раз никогда и не наступало.
Я говорю взрослым: «Живите для себя, живите сегодня, живите сейчас. Создавайте благоприятные условия для своей жизни, будьте в этом смысле эгоистами». Дети посмотрят на вас, скопируют и захотят так же выстраивать свою жизнь. Если вы начинаете больше заботиться о себе (покупать лучшую одежду, лучше питаться...), то для этого вынуждены будете больше зарабатывать, совершенствуясь в своей специальности. Ребенок потом начинает воспроизводить модель вашей улучшенной жизни, которую продемонстрировали ему родители. Он принимает эту эстафетную палочку не со слов, что надо жить лучше, а перенимает такую модель построения этой жизни, по которой всего возможно добиться, даже если возникают проблемы. Родители смогли, и я — смогу.
Тот ребенок, который видел и слышал только голые слоганы, передающиеся от поколения к поколению, повторяет нищенскую модель, в которой только и говорится о том, что надо жить лучше, но ничего не делается для этого улучшения. Я, естественно, говорю об эгоизме позитивном, а не разрушительном, когда тянешь одеяло на себя за счет кого-то другого.
Мы у себя в семье вывели детей из «Центра Вселенной». Ведь обычно в обществе бытует традиционная установка, что в первую очередь все надо делать для детей. Лучшую конфету — ребенку, последнюю копейку — ребенку, престижную путевку — ребенку. Так вот, что я вам скажу: нет в природе более эффективного способа вырастить отъявленного эгоиста, чем сразу отдавать ребенку все лучшее. Он привыкает к этой исключительности, потом вырастает, и не понимает, почему в 25 лет ему никто уже конфетку не дает. У него все кругом виноваты: начальники, правительство, родители. Мы объясняем детям: а, собственно, чем хуже старики, инвалиды, женщины, безработные? Они ведь тоже нуждаются в опеке. Поэтому в нашем представлении все равны. И взрослые тоже люди!
В последнее время я переоценил много ценностей, и не хочу передавать моральные ценности девятнадцатого века своим детям. Я против изучения в школах «Анны Карениной» Льва Толстого и «Преступления и наказания» Федора Достоевского, я возражаю. Почему? Если у Анны Карениной возникли проблемы из-за неразделенной любви к Вронскому и из-за этих проблем она бросилась под поезд, то что же сегодняшней пятнадцатилетней девочке делать со своей безответной любовью? Бросаться с балкона? Литература же воздействует на душу человека! Я запрещаю своим девочкам читать такие книги и говорю: «Читайте «Унесенные ветром», хотя эта книга, к сожалению, и американская. В этой книге герои с сильными характерами, учитесь у них. Я хочу, чтобы вы жили — и выживали, жили долго! Я не хочу, чтобы какая-та там безответная и беспросветная любовь поломала вам жизнь!»
Установки общества должны быть более жизненные, более целенаправленные. Сегодня мир переламывается, созревает новое отношение к догмам, к стереотипам. У меня сейчас такое ощущение, что сейчас золотое время, превосходное время. Мир сейчас переживает эпоху Возрождения и я хочу себя почувствовать участником эпохи Возрождения, ее частицей. Я пытаюсь осмыслить те перемены, которые происходят в мироздании сегодня.
Считается, что родители и школа должны подготовить ребенка к жизни. А в девять лет — еще не жизнь? Со своими радостями и со своими печалями, со своими победами и горькими поражениями? Я вот думаю, что каждый ребенок должен проживать свою жизнь полноценно в своем возрасте. При таком подходе исключается фраза «Вырастешь — узнаешь» , а также ребенок учится решать свои проблемы, какими бы несущественными они не казались взрослому человеку. Я хочу, чтобы дети понимали, что жизнь — штука жесткая, часто приходится сталкиваться с несправедливостью. Ведь мало кто обращал внимание на то, что в десяти заповедях Христа справедливости место не найдено, я думаю, не случайно. Жизнь не замешана, не создана на такой ценности, как справедливость. А строить свою собственную жизнь надо при любых обстоятельствах. Поэтому самое главное, что мы с женой говорим своим детям: «Что бы ни случилось — улыбайся!».
P.S. Уважаемые читатели, родители и дети, мы ждем от вас писем, рассказывающих о вашем опыте взаимодействия старшего и младшего поколений, о жизненных целях «отцов» и детей, о проблемах взаимопонимания.