Нет, я пишу не о тех гражданах, которые осуждены судом и отбывают наказание в «местах, не столь отдаленных». Речь идет об обычных, законопослушных гражданах, которые попали в Зону решением не суда, но… решением исполкома местного совета, городских или областных государственных администраций или Министерства культуры и искусств Украины.
Именно эти органы, вместе или по отдельности, указывают охранные Зоны памятников на территории городов. Это могут быть охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого ландшафта.
Собственно, учреждаются Зоны с благими целями. Ну представьте, что если рядом с Софией и Лаврой понастроят небоскребов, на приднепровских склонах — административных зданий, а на Трухановом острове — развлекательный центр. Понятно, что следующим шагом после такой «градостроительной программы» будет переименование города, потому что от исторического Киева практически ничего и не останется. Однако мы знаем, что в современной Украине не может быть такого доброго намерения, к которому нельзя было бы пристроить ма-а-ленькую кормушку. Лучше, конечно, — большое корыто. А еще лучше, убрать и само дело, оставив только кормушку.
Обычный горожанин и знать не знает о том, что он живет в Зоне. Не знает до тех пор, пока не захочет сделать что-нибудь для него нужное — приватизировать, купить или продать квартиру, отремонтировать ее, вывесить рекламу… Мы даже и не говорим о строительстве или реконструкции чего-нибудь этакого. Во всех этих случаях у инициатора возникают серьезные проблемы и появляется «синдром Зоны». Человек внезапно понимает (а если нет, то найдутся желающие ему пояснить), что тот, допустим, сарай или флигель, который он хочет реконструировать или вообще снести, не только сам датируется XIX веком, но и находится в Зоне!
Правда, это не означает, что делать ничего нельзя и не нужно. При внимательном рассмотрении оказывается, что для работы в Зоне существуют определенные правила. Какие это правила, и что в них написано, — об этом знают только особо секретные специалисты, к которым простому смертному не достучаться.
Но я, будучи народным депутатом, достучался. Даже без особого труда. И выяснил, что эти правила, во всяком случае — в Киеве, написаны так, что их действительно имеет смысл засекретить от всех. Они сформулированы настолько нечетко и двузначно, что, руководствуюсь ими, можно все, что угодно запретить, но можно и все разрешить. Как говорится — «закон, что дышло».
Итак, в чем же сходство зоны и Зоны? Как и в каждой зоне, тут есть начальство, которое надзирает за порядком. Это начальство называется «специально уполномоченный орган охраны культурного наследия». Обычно этого главное управление горисполкома или, как в Киеве, горадминистрации. Впрочем, у нас в Одессе таких ответственных организаций четыре, причем их права и обязанности во многом совпадают. Знающие люди называют это управление «охранкой». И название это небезосновательно. Это управление может буквально все: запретить, разрешить, оштрафовать, довести до банкротства, затаскать по судам, натравить прокуратуру-таможню-налоговую, в конце концов — просто испортить репутацию.
На любое действие, связанное со сферой недвижимости в зоне, вы обязаны получить согласие этого органа. Специального разрешения требует даже начало проектирования! Казалось бы — чисто умственная работа, а поди ж ты… Если вам все же удалось задуматься над выбором архитектора, проектной организации и собственно проектом, наступает черед уже более интересной «работы» — согласования проектной документации. Согласования делаются в несколько этапов, причем позитивный результат, полученный на определенном этапе, ничего не гарантирует. Самое интересное, что никто толком не знает, сколько этих этапов и какой из них является окончательным. Особенно если учесть, что ваш проект могут рассматривать годами, а уже сделанные согласования действительны в течение года. Если ваш проект не рассмотрели — собирайте подписи по новой…
При рассмотрении проекта «охранке» может не понравиться все что угодно — фамилия архитектора, стилистика или цвет фасада, выбор материала для дождевых труб… От вас, например, могут потребовать, чтобы постройка была не более трех этажей. Это ничего, что рядом стоит девятиэтажка — порядок главнее! Но главное, конечно, не эти, чисто бюрократические, придирки, а то, что документация не будет рассматриваться, пока соответствующие организации не разработают для вас «Условия проектирования», «Историко-архитектурную справку», «Учетную инвентаризацию», «Историко- градостроительное обоснование» и множество других документов, которых и не упомнишь. Разумеется, делается это не за «спасибо» и общая стоимость этих работ обыкновенно превышает стоимость строительства небольшого дома. Удивительно ли, что в центральной части Киева сооружают в основном небоскребы, чья стоимость по определению покроет расходы на содержание бюрократии.
Вот тут мы подходим к формулировке основного правила жизни в Зоне. А именно, надо ПЛАТИТЬ, ПЛАТИТЬ, И ЕЩЕ РАЗ ПЛАТИТЬ! Причем, речь идет только об официальной оплате. Я сознательно не касаюсь вопроса о коррупции — это отдельная тема.
Отдельно скажу — граждане, которые не живут и не работают в Зоне, именно таких проблем не имеют. И возникает интересный вопрос — не является ли деятельность «охранок» дискриминацией граждан по признаку места проживания? И кто дал право органам, которые утверждают Зоны, ограничивать права граждан? А, между прочим, эти Зоны не зарегистрированы в Министерстве юстиции, которое, по указу Президента, должно регистрировать все нормативно-правовые акты, которые затрагивают права и законные интересы граждан. Акты же, не зарегистрированные в Минюсте, не имеют законной силы.
В общем, как я считаю, эту проблему надо решать на высшем законодательном уровне — путем разработки и принятия закона «О сохранении исторической застройки и исторического характера среды». Этот закон должен установить четкие, одинаковые для всех и всем понятные правила игры в Зоне и ограничил бы власть чиновничества. Если этого не сделать в ближайшее время, то исторические кварталы наших больших городов начнут разрушаться. Поскольку они требуют не режима защиты от инвестора, а наоборот — значительных инвестиций в реконструкцию и развитие с соответствующими гарантиями со стороны государства.