Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что охраняют собаки?

Безразличие власти привело к уничтожению архитектурного памятника
30 мая, 2006 - 19:33
ПАМЯТКИ ТРИПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НЕ СБЕРЕГЛИ, ЗАТО УЖ НОВОВЫСТРОЕННЫЕ ДВОРЕЦ С ПРУДОМ НИКУДА НЕ ДЕНУТСЯ. СОБАЧЬЕ ДЕЛО — ОХРАНЯТЬ, ЧТО ХОЗЯИН СКАЖЕТ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Территория, где тихо существовала часть истории, встречает строгим предупреждением: «Осторожно! Хозяйство охраняется собаками». Злые псы еще издали услышали чужих и рвут цепи, исполняя свой служебный долг. Хозяйство, которое надежно «охраняется собаками», расположено при дороге, километрах в пяти от Хмельницкого. На месте гнезд поселений «Лесные Гринивцы II-IV веков». Так обозначили это культурное наследие археологи, которые работали здесь в 90-х годах ХХ века. С тех пор исторический объект получил соответствующий номер и оказался под опекой Закона Украины «Об охране культурного наследия».

ИСТОРИЮ ВЫКОПАЛИ... БУЛЬДОЗЕРОМ

— На объекте обнаружено два культурных слоя трипольской культуры и скифов, — рассказывает профессор Каменец- Подольского госуниверситета Василий Якубовский. Профессор обращает внимание на тот факт, что тогда, в 90-х годах прошлого века, в Лесных Гринивцах «проводилась только археологическая разведка. Обнаруженные гнезда поселений были законсервированы землей». Мол, объект еще ждал глубоких археологических исследований.

Не дождался. Туда, где было культурное наследие, достояние народа, пришли владельцы — пожилой отец с двумя сыновьями. Из областного центра пришли. «Бросили» сюда бульдозеры, грейдеры, тракторные лопаты — весь современный строительный арсенал. Перевернули ранний и поздний культурные слои — выкопали пруд, возвели здания.

Богатое хозяйство выросло как гриб после дождя. На гнездах поселений «Лесные Гринивцы II- IV». Есть что охранять стае псов. Такое время настало, что ворье расплодилось, как тот колорадский жук. Так и смотрит несытым глазом, где, как говорят в народе, плохо лежит. Воруют все подряд. Кого милиция «возьмет» на горячем, того — в тюрьму. За украденную алюминиевую кастрюлю, изготовленную в советский период мастерами местпрома, или еще за что-нибудь подобное. Следователь тщательно расследует, строгий судья на норму закона указывает... А вот Закон Украины «Об охране культурного наследия» почему- то в этих местах силы не имеет.

— Никто не знал, что это был археологический памятник, если бы знали, то, наверное, разрешения не дали бы. Процесс согласований прошел нормально. Мы здесь два года. Когда уже построились, выкопали пруд, то приехали из милиции и спросили: что это делается? — рассказывает пожилой совладелец. Заявляет, что когда копали, ничего «исторического» не обнаружили. А вот профессор Василий Якубовский вспоминает о результатах археологической разведки: «Найдена керамика...».

Далекое прошлое не отозвалось, когда на этот участок «бросили» строительную технику. Однако знающие люди говорят: еще отзовется, да еще как!.. «Знаете, как это урочище называется? «Милиция». До войны, рассказывают, сюда привозили репрессированных, «назад» сами, без них возвращались», — тихо говорит Лисогринивецкий сельский голова Евгений Грицина.

МИР — ДВОРЦАМ, ВОЙНА — ИЗБАМ

Он, Евгений Грицина, из местных. В марте 2006-го выборцы выразили ему доверие. До сих пор был депутатом сельсовета. Помнит детство: когда на этой территории «много старинных вещей находили и без раскопок». Считает: «Тот, кто не почитает свою историю, ничего стоящего не сделает».

Как-то совсем грустно на этом частном хозяйстве, где уничтожены или повреждены гнезда поселений. Уже никогда не «заговорят» эти гнезда ни с историками, ни с теми, для кого их, историков, труд предназначен. «Кто же знал?!» — допытывается невозмутимый пожилой владелец. Село Лесные Гринивцы знало. И отдельные очевидцы археологической разведки живы-здоровы. И в областном управлении культуры, в райземуправлении знали, что делают, когда давали «добро» на создание фермерского хозяйства.

— Депутаты сельсовета этот вопрос не рассматривали. Разрешение на отведение земельного участка не давали, — утверждает Евгений Грицина.

Однако оказалось, что предшественник Евгения Грицины поставил печать и подписал решение, которого в природе не было. И, как говорится, вышел сухим из воды. Процесс согласований пошел-поехал дальше, вплоть до приватизации гнезд поселений II—IV веков.

Но на этом история не закончилась. 23 октября 2003 года Хмельницкий райсовет великодушно разрешил вырубить сотни деревьев в урочище «Милиция». Владельцы хозяйства, которое «охраняется собаками», сразу воспользовались полученным разрешением. После того председатель постоянной комиссии по вопросам законности Лисогринивецкого сельсовета Николай Мацюк, отвечая на запрос избирателей, обращается во все инстанции: «...указанные зеленые насаждения ольхи не являются самосевом, как это записано в решении райсовета. Эти насаждения были осуществлены в урочище «Милиция» централизовано в 60-х годах прошлого века, как защитные... Что могут засвидетельствовать жители с. Лесные Гринивцы, которые сажали эти деревья».

Что с того, что обратился? Получил ответы: самосев вырубили.

Лесные Гринивцы — пригород Хмельницкого. Газифицированное село. Здоровый воздух, потому что еще не все зеленые насаждения вырубили. Земельный участок здесь еще в тот период, когда археологи обнаружили гнезда поселений, стал объектом желаний тех, кто оказался у властного корыта, и «денежных мешков». Два уже экс-губернатора, экс-глава областного совета не обошли эту территорию своим вниманием.

— Вот, видите, в газете: продается участок в Лесных Гринивцах, 10 соток — 15 тысяч условных единиц, — показывает на раздел объявлений Евгений Грицина.

Словно какая-то нечистая сила объявила войну «историческим» избам и мир «постисторическим» дворцам в этом живописном селе. Эти дворцы в два- три этажа «наступают» на сельхозугодья, пастбища и даже... на кладбище.

Смотря на эту кутерьму, «избы» не молчали. Сходки села собирали, резолюции, жалобы в разные инстанции гонцами и почтой отправляли. Сообщали, что от 431 гектара земель запаса Лисогринивецкого сельсовета уже не осталось и сотки, что основным землепользователем является госхоз «Хмельницкий», за которым было 1457 гектаров сельхозугодий, не осталось и трети. Обращали внимание на факты: согласия на отчуждение этих угодий у основного пользователя земель никто не спрашивал, все делается для того, чтобы госхоз «Хмельницкий», как говорят, пришел в упадок.

— Там была гречиха. Как раз цвела. Пусть бы себе росла на урожай. Так нет, идут по засеянному полю грузовики, оставляют строительные материалы на посевах. Было ваше, стало — наше, — говорят и документы показывают. Сельсовет, орган местного самоуправления, о том ничего не знает, что же это делается?! — возмущается Евгений Грицина, почти единодушно поддержанный на выборах местной общиной.

ЧИТАЯ «ИЗБРАННЫЕ МЕСТА»

Кто же остановит это сумасшествие? Из избранных мест в списке застройщиков, которые каким-то странным образом оказались в руках сельского председателя (не весь список, а только избранные места из него), оказывается, весьма влиятельные лица «напросились» в соседи к лисогринивецким аборигенам. Кое- кто из них почему-то одним участком не ограничился. За выручку от второго и третьего есть возможность «избушку» себе построить. Они же — среди тех, кто отписывался на «жалобы трудящихся». Мол, все правильно и законно.

Продолжают отписываться. И не только. Поэтому некоторым активистам этого противостояния меж избами и дворцами часто не до шуток. Этому гараж сожгли, другому — колеса автомобиля порезали, а у того вообще наркотики «нашли»...

— Старое кладбище уже закончилось. Чтобы было как человека за последнюю черту отправить, орган местного самоуправления еще в феврале 2006-го обратился в соответствующие райучреждения. До сих пор согласия не получили, — жалуется сельский председатель.

Там, на старом кладбище, — незабываемые предки «исторических» жителей села Лесные Гринивцы. Они оставили воспоминания о том, как в период коллективизации принудительно разоряли межи. «На той земле, где мой прадед единолично хозяйничал, построились братья, недавние стражи правопорядка», — рассказывает Евгений Грицина. Подобные впечатления вызывают дворцы и у его односельчан. Ничего не сделают со своей исторической памятью. А на культурное наследие, где блуждают тени далеких предков, никто не посягнул бы...

Евгений Грицина точно не знает, что же делается на порученной ему территории. Рассказывает: «Приезжают незнакомые люди, показывают приватизационные документы на землю. А вчера скандал был: один участок — три владельца! Приехали с милицией, землеустроителем. Каждый из трех доказывает, что эти сотки — его...».

Карты землеустройства орган местного самоуправления не имеет. Однако сельскому председателю известно о другом: «Дом культуры уже два года на замке. Потому что в аварийном состоянии. Если не будет денег для ремонта водо- и теплосетей, то зимой и детского сада не будет. В здании школы система отопления тоже в аварийном состоянии».

«Постисторическим» жителям и застройщикам села Лесные Гринивцы эти объекты так называемого соцкультбыта не нужны. У них есть «зимние» квартиры и транспортные средства. В Лесных Гринивцах, как на автоплощадке возле здания Кабмина: «Хаммером», «Мерседесом» уже никого не удивишь.

— Если бы продали даже десять участков официально, то за вырученные 150 тысяч условных единиц все социальные проблемы села решили бы, — говорит Евгений Грицина.

А продают другие. Чужое, не свое. Случается, что вместе с историческим наследием сбывают. Куда же «идет» выручка? В поисках ответов на эти дерзкие вызовы аборигены Лесных Гринивцов сделали первый правильный шаг — избрали сельским председателем Евгения Грицину.

Такая, видите, история с историей — старинной, древней, новой, новейшей. Забытая, незабываемая, трагическая, драматическая, грубо разрушенная. Наконец, прокуратура Хмельницкой области по материалам, собранным оперуполномоченными госслужбы по борьбе с экономической преступностью, возбудила уголовное дело. Против должностных лиц, которые, как выяснилось, знали всю историю урочища «Милиция». Однако, как записано в материалах дела, превысили свои служебные полномочия в интересах частного предпринимателя. И чего бы это?..

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ