Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что сводит с ума настоящих мужчин?

19 февраля, 1999 - 00:00

Однажды в Италии, на крутом спуске, немало водителей стали свидетелями того, как на большой скорости зигзагами промчался малолитражный «Фиат-126». Четверо взбудораженных юнцов стояли в крохотной машине без крыши и неистово размахивали руками. На переднем сидении за рулем никого не было. Управлял же машиной пятый подросток, который пристроился на заднем крыле машины и крутил руль вытянутыми голыми ногами.

Это — Италия. Но вряд ли можно себе представить, чтобы что-то подобное могло бы происходить в Германии, Голландии или Норвегии.

Тем не менее не стоит осуждать итальянскую экстравагантность или аплодировать немецкой дисциплинированности. Большие различия в поведении и темпераменте европейцев всегда чувствуются и особенно тогда, когда дело доходит до одного из самых страстно любимых ими занятий — вождения автомобиля.

От Пиринеев и до Урала, от Адриатики до Арктики — в Европе всюду водители отличаются тем, что полностью показывают свой характер и нравы, как только усаживаются за руль автомобиля.

Водители одних национальностей будут терпеливо ждать, пока не рассосется образовавшаяся дорожная пробка, даже если это будет длиться несколько часов подряд. В то же время другие начнут раздражаться, кипеть от ярости и будут готовы прибегнуть к кулакам при малейшей задержке. В некоторых странах дать себя обогнать — для водителей-мужчин равносильно смертельному оскорблению. В то время как в соседнем государстве водители любезно отодвигают свою машину к краю дороги, чтобы пропустить вперед других.

Немцы настырны и нетерпеливы — это общеизвестная истина, тогда как скандинавы — спокойны и законопослушны, а французы весьма пренебрежительны к правилам дорожного движения. Греки считаются сумасшедшими, а испанцы — неумелыми. Бедным бельгийцам, у которых до недавнего времени вообще не было никаких форм экзаменов по езде, накрепко привешен ярлык сумасшедших и неуклюжих одновременно. Но насколько точны эти далеко нелестные оценки?

Проведенные на Западе исследования дали несколько неожиданные результаты. Оказалось, что некоторые чересчур карикатурные стереотипы далеки от истины. Но в основном национальные черты на дорогах Европы проявляются так же отчетливо, как и на футбольных полях или в Европарламенте. Шведские водители, например, вполне соответствуют своему стереотипу: их спидометры ориентируются не на километры, а на ответственность перед обществом.

Ключ к пониманию норвежского темперамента в том, что при сдаче экзамена по езде норвежец первым делом должен предъявить свидетельство о трезвости, выданное полицией. Никто поэтому не отрицает мастерство, с которым управляют своими машинами хорошо обученные скандинавские мужчины и женщины. К примеру, одна финка как-то продемонстрировала прямо-таки высший класс. Лавируя между снежными сугробами, она мастерски совершила экстренное торможение своего большого «Вольво» на покрытой льдом лесной дороге. Кстати, в машине заднее сиденье полностью было заполнено ее детьми. Шведы все время ведут автомобили с включенными фарами, как бы предвкушая наступление трехмесячной полярной ночи. (Некоторое время назад, кстати, и наших украинских водителей пытались приучить жить по-шведски, в частности, ездить с включенными фарами. Но практика доказала другое: Украина — далеко не Швеция, и здесь на всем пока надо экономить... — Ред.)

А на другом конце европейского континента, во Франции, имеет место совершенно противоположное: для многих французов, видимо, составляет большую трудность вообще найти переключатели света... Острое чувство собственного достоинства заставляет многих взрослых владельцев подержанных «2СV» быть вдвойне настойчивыми при прокладывании себе дороги на некоторых перекрестках, хотя это чувство не распространяется на одобрение правил парковки или штрафов, налагаемых за превышение скорости. Все маленькие хитрости полиции по улучшению порядка на дорогах водителями игнорируются: мигая фарами, они предупреждают едущих навстречу о находящихся поблизости полицейских.

Подобно Франции, в Италии также наблюдается некоторое пренебрежение к власти и любовь к «художественному» вождению автомобилей. К югу от Генуи эти два фактора иногда до того объединяются, что в результате центры городов превращаются в мини-автодромы, где мощные красные гоночные машины ведут битву за свою скоростную честь. Кстати, в свое время в Италии один высококлассный мотоциклист приобрел просто-таки всемирную известность тем, что на протяжении нескольких недель подряд играл в «кошки-мышки» с полицией всего Неаполя...

Вообще об обычном итальянском водителе можно сказать следующее: он хотя и бывает иногда импульсивным, все же в целом итальянец-водитель бдителен и расторопен. Этого, похоже, никак не скажешь о британцах, разработавших даже специальные модели машин «Метро» и «Маэстро», способные развивать скорость в точности 70 километров в час. Интересно, что такая истинно британская вежливость была превзойдена лишь в некоторых (но не во всех) кантонах Швейцарии. Но в любом случае неоспоримо то, что англосаксонское приветствие в виде двух поднятых пальцев гораздо удобнее и надежнее в движении, чем его континентальные аналоги с использованием обеих рук и кулаков.

Неписаное правило игры в Германии — соблюдение правил дорожного движения. И правда, требования ограничительных знаков на участках дороги, где скорость лимитирована, соблюдаются всеми. В конце таких участков неизменно стоит знак отмены ограничения скорости. Иногда кажется, что большинством немцев он воспринимается как команда к переходу на максимальную скорость, которую только можно выжать из машины.

Что касается Восточной Европы, то и здесь, особенно в последнее время, стало чувствоваться наличие настоящего состязательного духа. Привыкшие долгое время к особо непритязательным машинам, сейчас многие водители испытывают вкус к настоящей скорости на подержанных БМВ, «Фольксвагенах», «Мерседесах», большей частью, правда, угнанных с Запада.

Приходится также отмечать, что с падением «железного занавеса» число дорожных происшествий в Восточной Европе резко возросло. И чуть ли не главная причина — скорость западных марок слишком велика для ужасающих качеством дорог бывших соцстран.

Кстати, подобная ситуация сейчас и в Греции. Их крутые горные дороги в большей степени страдают от грузовиков, которые местные водители гонят на огромных скоростях. Неудивительно, что обочины греческих дорог буквально усеяны надгробиями, напоминающими о трагических случаях. В этих делах самым важным фактором является такой аспект национального характера, как отношение к жизни и смерти. Именно здесь «тупые северяне» могут кое-чему научить горячие головы с Юга.

Западные исследователи воздержались оценивать дороги Украины и особенности национального характера ее водителей. Но, похоже, нам и так понятно, к кому себя можно отнести.

Виктор ВОРОНЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ