Накануне Евро-2012, пока страна более или менее успешно готовилась к футбольному чемпионату, важно было оценить не только инфраструктурную готовность Украины вернуться в европейское пространство, но и мировоззренческую, имиджевую, информационную. К сожалению, и это очевидно, в новейших информационных войнах мы почти беспомощны. Хотя есть сферы, которые благодаря профессионалам, которые качественно делают свое дело, «вытягивают» имидж Украины из информационной пропасти.
В прогрессивном мире о моде уже давно не говорят как исключительно об узкой нише. Это культурный, общественный продукт, который очень чутко реагирует на окружающий мир.
В Украине есть национальная мода, и это уже важно. Более того, после воссоздания независимости мода (в лучших ее проявлениях) стала частью культурных «реставрационных работ». И в то же время – одним из «идентификационных кодов» только родившейся страны. Зависит ли имидж страны от того, что «транслируют» украинские дизайнеры? Конечно, не в такой мере, как наличие или отсутствие в стране политзаключенных, но все же зависит. Поэтому государство черты нового образа страны – современной, прогрессивной, европейской – должно поддерживать всеми доступными средствами.
Именно об этом говорили участники международного круглого стола «Мода и культурные проекты – неотъемлемая составляющая формирования международного имиджа страны», который провели Украинская Неделя Моды совместно с газетой «День». В обсуждении принимали участие президент Ukrainian Fashion Council, председатель оргкомитета и соучредитель Ukrainian Fashion Week Ирина ДАНИЛЕВСКАЯ, директор Фонда Бориса Колесникова Марина ДЕДЕНКО, председатель Общественного совета при Министерстве иностранных дел Украины Елена ЕСКИНА, партнер компании CFC Consulting, эксклюзивный представитель CNN в Украине Константин ГРИДИН. Послы моды – участники проекта EuroFashion, дизайнеры Виктория АНДРЕЯНОВА (Россия), Джоанна ПШЕТАКЕВИЧ (Польша), Федор ВОЗИАНОВ (Украина).
Предлагаем вам самые интересные фрагменты этого общения.
«ИМИДЖ ДИЗАЙНЕРОВ ДОЛЖЕН ПОДДЕРЖИВАТЬСЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ, ТАК ЖЕ КАК ИМИДЖ АРТИСТОВ, ХУДОЖНИКОВ»
Ирина ДАНИЛЕВСКАЯ:
– Украинская неделя моды – это частная инициатива. Недели моды являются коммерческими структурами во всем мире. Хотя в каждой стране, которая развивает фэшн, всегда есть общественная организация, которая сопровождает работу дизайнеров. В то же время существуют государственные инициативы, направленные на поддержку молодых дизайнеров, – это гранты, конкурсы, дополнительные рекламные и пиар-акции, которые поддерживают именно новичков, не имеющих достаточных финансовых возможностей. Наш дизайнер Федор Возианов в 2010 году был признан итальянским Vogue одним из восьми самых интересных и перспективных дизайнеров. При этом свое участие в выставке, посвященной этому проекту, он оплачивал самостоятельно. Тогда как его коллегам, например, из Турции возвращают 50 % средств, инвестированных в зарубежные акции.
Имидж дизайнеров должен поддерживаться на государственном уровне, так же как имидж артистов, художников. Когда-то, находясь в командировке, на одном из кабельных каналов в гостинице я увидела программу «Это сделали русские». Сразу подумала: сколько всего сделали украинцы, и как жаль, что сами украинцы так мало об этом знают!
Частично ответственность за украинскую моду должно взять на себя государство (которое должно заботиться о продвижении) и частично – люди, которые живут в этой стране.
Я низко кланяюсь украинским дизайнерам, потому что у каждой их фамилии есть слово «Украина». Я не против личных инициатив. Но я за то, чтобы эти личные инициативы, если мы хотим использовать их в интересах страны, имели соответствующую поддержку.
«ВЫРОСЛО ПОКОЛЕНИЕ, В КОТОРОМ НЕ ВОСПИТАНА КУЛЬТУРА ОДЕЖДЫ»
Виктория АНДРЕЯНОВА:
– Я уверена, что, пока национальные дизайнеры не будут представлены в массовом маркете, ничего не изменится. Это должно быть закреплено законодательно, поддерживаться специальными программами, льготным налогообложением, грантами. Мне кажется, это единственная возможность пробиться на серьезный рынок. Но иллюзий по этому поводу у меня нет. Не думаю, что государство, в частности Россия, в ближайшее время обратит внимание на проблемы легкой промышленности.
В конце прошлого года у меня была выставка, которую я назвала «Неодетая страна»: в Манеже, недалеко от Кремля, на 5600 метрах стояла тысяча раздетых манекенов, которые символизировали нашу большую неодетую страну. К сожалению, мы работаем не благодаря, а вопреки. Хотя знаете, мне станет даже немного страшно за Украинскую Неделю Моды, если она получит поддержку государства. Ведь как только в бизнес приходит государство, оно постепенно решит, что такая корона должна принадлежать только ему, – и в конце концов человек остается без бизнеса. Здесь нужно быть очень осторожным.
Я на себе прочувствовала, как много значит имидж страны, когда в 1994 году была в Париже на салоне тканей. Когда узнали, что я русская, меня не пустили на свои стенды серьезные компании. Сейчас мы с этими компаниями друзья, и своими работами я доказала, что имею право там быть.
Большая проблема заключается в том, что сегодня никто не хочет воспитывать свое население, всем нужны быстрые деньги. Но мы должны понимать, что таким образом мы роем себе яму. Собственно, мы уже ее вырыли, так как выросло поколение, на которое мы смотрим с опаской. Мне страшно понимать, что моя младшая дочь не будет соответствовать определенным моральным планкам. Конечно, это в том числе и моя вина, но и культурного слоя также. Все это, как бумеранг, возвращается к нам. То же в моде: выросло поколение, в котором не воспитана культура одежды. Есть одноразовый массовый продукт, который к искусству моды не имеет никакого отношения. Суть в том, что это замкнутый круг: если не будет что-то хорошее насаждаться, не будет результата.
«САМОЕ ВАЖНОЕ НА СЕГОДНЕЯШНИЙ ДЕНЬ – ЭТО КАЧЕСТВЕННОЕ ФЭШН-ОБРАЗОВАНИЕ»
Джоанна ПШЕТАКЕВИЧ:
– Мы с Украиной – соседи, мы близки не только физически, но и эмоционально, исторически и культурно. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы преодолеть ту огромную пропасть, которая была создана Второй мировой войной, во время коммунизма. Наша огромная проблема – это нехватка качественного фэшн-образования, а также поддержки государства. Поэтому мы в Польше тоже полагаемся только на себя самих.
К сожалению, школы моды, которые обучали профессиональному моделированию, были уничтожены много лет назад, и сейчас мы должны переучредить модное образование. Мы были известны благодаря тем товарам, которые производили 40–50 лет назад для иностранных компаний – немецких, французских, итальянских, и теперь мы должны переучредить и эти производства... Ведь на самом деле мода – это серьезный бизнес, индустрия, а не только игра и развлечение. Например, в Великобритании модная отрасль дает работу тысячам людей. Мы не можем это игнорировать.
Я слежу за мировым модным пространством уже на протяжении многих лет и могу сказать, что сейчас то время, когда весь мир действительно сходит с ума от моды. Она стала частью не только поп-культуры, но и серьезной культуры и искусства. Например, тот факт, что в Нью-Йоркском музее в прошлом году проходила выставка покойного Александра МакКуина. Это была самая успешная выставка в Нью-Йорке за последние несколько лет. И поэтому мы очень громко должны обратиться к нашим политикам и правительствам, поскольку они больше не имеют права это игнорировать.
Я много раз говорила об этом с Карлом Лагерфельдом – моим приятелем, который многому научил меня, дал тысячи советов, благодаря которым я смогла преодолеть упомянутую мной пропасть. И могу сказать, что качественное образование на сегодняшний день для нас – это самое важное.
«ПРОБЛЕМЫ ИМЕЮТ НЕ ДИЗАЙНЕРЫ, А ГОСУДАРСТВО, КОТОРОЕ НЕ МОЖЕТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИХ ПОТЕНЦИАЛОМ»
Федор ВОЗИАНОВ:
– Что касается украинских дизайнеров, то в действительности у них не так много проблем. Да, они преодолевают многие трудности, но легко не бывает нигде. Проблема существует для государства, потому что в стране есть колоссальный потенциал, который государство могло бы использовать, но вместо этого оно не только не помогает, а наоборот, пытается испортить... Если государство, наконец, окажет поддержку, то дизайнеры смогут работать более масштабно. Сейчас они работают в некотором смысле приватно, пытаясь самостоятельно выйти на рынок, на мировую сцену.
В Украине, несомненно, очень много талантливых дизайнеров, и они проходят жесткий отбор. Они могут делать первые шаги в Украине, а затем ехать и получать образование за границей. И кто-то из них обязательно будет присутствовать на мировом рынке, а государство при этом останется в стороне, хотя это неумение использовать свой собственный потенциал представляется очень недальновидным.
Украина в определенной степени находится на окраине Европы. Когда-то страны, которые находятся на другой европейской окраине, дали очень мощный толчок развитию модной индустрии. Мне кажется, что наш «взгляд со стороны» мог бы иметь подобный эффект. Возможно, так и произойдет. С эстетической точки зрения иной взгляд – это всегда преимущество.
"ИМИДЖ БУДЕТ СТРАДАТЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ БУДУТ РЕШЕНЫ ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ»
Елена ЕСКИНА:
- Формирование международного имиджа – одна из самых болезненных проблем украинского общества. А государственная политика свидетельствует: формирование имиджа на сегодняшний день, к сожалению, не является для государства приоритетом. Немногочисленные целевые государственные программы, которые внедрялись на протяжении последних лет, реализованы на незначительный процент, а поэтому улучшение ситуации совсем не ощущается. Главной проблемой, по мнению государства (исходя из содержания государственных программ), является недостаточное присутствие Украины в информационном пространстве (нет полноценного финансирования, неудовлетворительная материально-техническая база и т. д). Но наше государство не понимает, что имидж не построишь, если страдает репутация страны. А она будет страдать до тех пор, пока не будут решены внутренние проблемы, пока не будут проведены реформы.
Что касается украинской моды. Это очень позитивный фактор. Но к сожалению, держится все на энтузиастах. Только их усилиями украинские дизайнеры получают промоушн за рубежом. Хотя государство должно было бы также присоединиться – путем создания благоприятных условий для развития искусства и культуры. Иначе наша страна будет просто поставщиком интеллектуального и творческого потенциала на зарубежные рынки. Так нас и будут воспринимать.
В Украине, к сожалению, нет скоординированной программы формирования международного имиджа на уровне массового сознания, то есть средствами кино, культуры, продукта, моды, украинских брендов. У наших госслужащих нет понимания того, что такое международный маркетинг. Брендингом Украины и украинских городов никто серьезно не занимается. Хотя есть методы, с помощью которых незначительными ресурсами и расходами государство может сделать что-то действительно полезное.
«КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗАДУМЫВАТЬСЯ НАД ТЕМ, А КАКУЮ ЖЕ РЕПУТАЦИЮ НЕСУ ЛИЧНО Я?»
Марина Деденко:
– Мода напрямую связана с репутацией страны.
Евро-2012 – центральное событие ближайших лет для Украины.
Неслучайно во время ХХХ Украинской Недели Моды мы совместно с его оргкомитетом взялись за проект ЕвроФэшн (ссылка на материал в «Дне»).
В этом проекте – и культурная составляющая, и социальная.
Имеет значение то, как каждый из нас представляет страну.
Каждый должен задуматься над тем, а какую же репутацию несу лично я?
В этом смысле украинская Неделя Моды действительно является для нас примером – качества и уровня.
Думаю, те или иные частные инициативы украинского бизнеса и политиков должны быть направлены прежде всего на поддержку культурных инициатив.
Государство, особенно в случае с Евро-2012, также взяло на себя много функций: построены стадионы и дороги, открыты аэропорты.
«ПО СРАВНЕНИЮ С НАШИМИ СОСЕДЯМИ ПО СНГ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ НАША МОДА ПРЕДСТАВЛЕНА ЗА РУБЕЖОМ ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ»
Константин ГРИДИН:
– Мы давно занимаемся имиджем Украины и всегда в наших переговорах с государственными органами отмечаем, что украинская мода должна быть одним из тех культурных столпов, которые действительно могут продвигать Украину.
На фоне негативного имиджа Украины за рубежом, который, безусловно, имеет место, именно мода может привнести определенные позитивные ноты.
Вспомним, как самые известные западные дизайнеры использовали традиционные украинские элементы в своих коллекциях.
Например, Готье создал целую коллекцию, посвященную украинской моде.
И в этом смысле по сравнению с нашими соседями по СНГ и Восточной Европе наша мода представлена за рубежом значительно лучше.
В связи с этим важной является государственная поддержка отечественной моды.
Впрочем, независимо от того, что будет делать государство, и частные инициативы, и каждый украинский дизайнер способны внести свой вклад в продвижение украинской моды за рубежом.
Для этого не нужны какие-то сумасшедшие деньги.
Начинать можно с малого – ведущие украинские дизайнеры могут сотрудничать с профессиональными менеджерами и создать привлекательную англоязычную интернет-страницу.