В музейном сообществе — очередной конфликт. Музей исторических драгоценностей теряет свой статус музея и становится отделом Национального музея истории Украины. Раньше он был филиалом НМИУ, но работал почти отдельно как заведение музейного типа, с минимальным вмешательством гендиректора в свою работу. Официально такие изменения связаны с утверждением новой структуры в Национальном историческом музее. Однако коллектив МИДУ видит в этом угрозы для сохранения коллекции, потому обратился с открытым письмом к руководству страны и общественности, чтобы вынести обсуждение проблемы в публичную плоскость.
«Как следствие структурных изменений — ликвидируется не только статус филиала как музея, но и статус его коллекции как коллекции Музея исторических драгоценностей Украины, которая была самостоятельной выделенной составной частью музейного фонда НМИУ. Хотя коллекция МИДУ — это коллекция, которая исторически сложилась и была собрана благодаря усилиям не одного поколения музейщиков и научных работников. Эта коллекция имеет широкое международное признание и неоднократно презентовала Украину во многих странах мира», — идет речь в открытом обращении.
«ЭТО ЗОЛОТОЙ ЗАПАС УКРАИНЫ»
Заведующая Музеем исторических драгоценностей Людмила Строковая считает такой подход непрофессиональным, и из-за этого — угрожающим для сохранения уникальных коллекций. «Угроза прежде всего в непрофессиональности и нежелании знать специфику нашего музея. Для генерального директора исторического музея Татьяны Сосновской наш музей ничем не отличается от других: он такой, как все. Да, он такой, как все, но коллекция наша другая. Для ее хранения и экспонирования есть ряд условий, нужно получить лицензию и придерживаться всех ее требований. У нас есть коллекция скифского золота (Чего стоит скифская пектораль, датированная IV веком до нашей эры! — Авт.), древнерусских сокровищ, украинского золотничества, сакральной иудаики, которая, может, не самая большая в Европе, но наиболее интересная, у нас нет ширпотреба, у нас индивидуальная работа мастеров. Промолчать об этом мы не имели права, потому что это государственный музей, это самая ценная и самая дорогая коллекция, мы не знаем, сколько она стоит, но это золотой запас Украины, на страже которого мы стояли 52 года», — говорит о ценности коллекции заведующая.
Конфликты и недоразумения с Татьяной Сосновской, которую Министерство культуры назначило на должность гендиректора НМИУ, возникают не первый раз. Сначала среди музейщиков пошла волна возмущения, что на такую ответственную должность Минкультуры назначило человека без исторического образования. Напомним, что раньше Татьяна Сосновская руководила музеем-квартирой Павла Тычины. Потом было обращение Национального союза художников Украины, что по решению нового гендиректора прекратила работу экспозиция художественных изделий из стекла, которая была одной из визиток музея. Летом было обращение музейщиков к руководителям государства, что такое назначение недопустимо, и Минкульт должен заменить Сосновскую на другого специалиста.
Теперь же недоразумение между руководителями двух музеев. Татьяна Сосновская уверяет, что никакой угрозы для самой коллекции от изменения статуса не будет. Все экспонаты, а это 56 тысяч единиц, останутся на Лаврской, 9, где находится Музей исторических драгоценностей. Изменится структура филиала: из шести отделов останется один, те, кто занимал руководящие должности, понизятся в статусе, сокращений работников не будет, заработные платы останутся такими же, как и в настоящее время.
АМБИЦИИ МУЗЕЙЩИКОВ
Почему вообще возник этот конфликт, который обе стороны, так или иначе, выносят в публичную плоскость? У обоих руководителей почти похожий ответ, подкрепленный своими аргументами: это все амбиции. По словам Татьяны Сосновской, теперь она, как генеральный директор, не может влиять на работу филиала и не может получить информацию о коллекции. Чтобы получить такой доступ, статус и забирают.
«За всю коллекцию Музея истории несет ответственность главный хранитель музея и генеральный директор. Я вижу нежелание открыть даже нам информацию об этой коллекции. Я это понимаю как знак предостережения. Такое консервирование коллекции в себе — опасно. В настоящее время мы должны держать у себя копии инвентарных карточек и паспортов каждого экспоната, потому что это предметы государственного фонда. На сегодня я не имею информации ни об одном экспонате, за который я отвечаю, но он хранится в Музее исторических драгоценностей. Это нонсенс. А почему нет? Потому что до этого времени руководитель филиала не выразил желания в соответствии с инструкцией учета хранения фондов передать нам копии карточек. При любой угрозе эта коллекция могла быть просто отделена, и никто бы не знал, что это часть коллекции исторического музея. А это вопрос государственной безопасности», — считает Сосновская.
Однако в МИДУ убеждают, что коллекция имела свой статус и была составной частью музейного фонда Национального музея истории Украины. И обе структуры вели свой учет коллекции, отдельно одна от другой. В 2012 году проводили инвентаризацию, и за 52 года существования Музея драгоценностей ни один экспонат нигде не потерялся.
ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО ВЫВЕСКА?
Из объяснений Татьяны Сосновской вытекает, что статус забрали и для того, чтобы увеличить количество посетителей. Замечательный ремонт и замечательная экспозиция должны были бы способствовать этому. Однако Сосновская убеждает, что посетителей очень мало, потому апробированные формы работы в музее Тычины и Музее истории «переедут» в Музей исторических драгоценностей. Через год-полтора рассчитывает на новые показатели посещаемости музея.
«Нас обвиняют, что мы скрываем коллекцию, не показываем ее, что имеем пустые залы, но экскурсии проводятся — и квесты, и мастер-классы, правда, на улице, потому что нам не хватает помещений. В канун Евро-2012 в части помещений музея затеяли ремонт, после завершения два выставочных зала нам не вернули. Поэтому у нас ограниченные возможности для экспонирования. И у нас музей, где бегать школьникам нельзя, у нас каждая витрина — как хрустальная туфелька», — убеждает Людмила Строковая.
Еще в июне коллектив Музея исторических драгоценностей, чувствуя определенные риски со сменой руководства, писал письма в Минкультуры и ИКОМ с предложением об отделении музея, чтобы он был самостоятельным, а не отделом или филиалом. Ответ получили только в октябре с отказом, потому что есть постановление правительства об экономии бюджетных средств, согласно которому создание новых структур, в частности и музеев, в настоящее время не предусматривается. Как будет работать музей дальше? Коллектив растерян, есть опасение, что с таким подходом от знаменитого музея останется только вывеска.