Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чтобы знания стали умениями

Выпускникам не хватает навыков практической жизни
13 января, 2009 - 19:49
РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ, КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ШКОЛЕ, МОГУТ ТВОРЧЕСКИЕ И АКТИВНЫЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Чем живут нынешние старшеклассники, какие моральные ориентиры выбирают и где хотят жить в будущем? На эти и другие вопросы попытались найти ответы эксперты фонда «Демократические инициативы». Вместе с Ассоциацией преподавателей истории и общественных наук «Нова доба» они провели исследование «Поколение ровесников независимой Украины: какое оно?», опросив более 1400 одиннадцатиклассников из всех регионов Украины, чтобы составить общественный портрет выпускника.

Самое первое, что тревожило социологов — будут ли школьники честно отвечать на вопросы анкеты, особенно на те, которые касаются оценки полученных в школе знаний или политических взглядов. Чтобы вызывать доверие и добиться от учеников максимальной искренности, их сначала спросили, в честь кого хотели бы назвать улицу в своем городе (что-то похоже на проект «Великие украинцы», только среди школьников). Результаты оказались довольно интересными: более 30% выпускников хотели бы иметь улицу Мира или Европейскую, Моцарта или Братьев Кличко (чем ни ориентированная на Европу молодежь?).

Не оставили в стороне своего внимания и выдающиеся исторические личности. Так, по результатам исследования, улицу Ярослава Мудрого хотело бы иметь более 25% школьников, на втором месте у выпускников — Богдан Хмельницкий (21%), а за ним — Иван Франко (15%). Значительно меньше молодежи являются сторонниками улицы Советских партизан (6%) или Михаила Горбачева (1,4%). Как объясняют эксперты, молодежь выбирает тех людей, которые, на их взгляд, симпатизируют населению всех регионов Украины или сделали что-то позитивное для государства.

— Обрабатывая ответы своих учеников, я была приятно удивлена, что в одном классе все единогласно выбрали улицу Александра Довженко, — рассказала учитель одной из полтавских школ Наталья Скирта. — Потом я поинтересовалась у детей, почему они ответили именно так. Выяснилось, что Александр Довженко для них — это не известный украинский писатель, а тренер по боксу, который работает в нашей школе. А называя улицу его именем, просто хотели отдать должное любимому учителю.

Таким образом полтавские школьники показали, кто для них является общественным авторитетом, оставив в аутсайдерах многих именитых общественных деятелей. По-своему отличились в опросе и крымские школьники. На вопрос, где бы вы хотели жить в будущем, почти каждый второй выпускник ответил — не в Украине (18% выбирают страны Западной Европы, 12% — США и почти 10% — Россию). По словам члена Ассоциации преподавателей истории и общественных наук, учителя АР Крым Валентины Потаповой, такая тенденция прослеживается почти во всех регионах Украины, но позиция нескольких крымских школ просто поражает — здесь все до одного выпускники не хотят жить на родине. И так считает та молодежь, которая живет в одном из самых живописных уголков нашего государства.

Есть над чем задуматься и в вопросе, какую работу хотят иметь выпускники. Как свидетельствуют результаты опроса, стабильную работу с постоянной или средней заработной платой выбирает всего 14%, а большинство учеников предпочитает не совсем интересную, иногда рискованную, но хорошо оплачиваемую работу (31%). Почему дети хотят работать где попало, лишь бы платили хорошо? Эксперты объясняют: ученики не знают, как выбрать из того массива знаний, который им дают в школе, наиболее полезные и практичные.

— Больше всего информационный голод выпускники чувствуют в экономической и правовой сферах. Так, по данным нашего исследования, более 60% учеников хотели бы знать больше о системе налогообложения в стране, о том, как формируется бюджет, как открыть собственное дело, как можно защитить свои права и тому подобное, — отметила научный руководитель фонда «Демократические инициативы», старший научный сотрудник Института социологии НАН Украины Ирина Бекешкина. — Ведь именно эти знания помогают детям найти свое место в жизни и учат отстаивать свою позицию.

Таким образом, общественный портрет выпускника не очень оптимистический: жить в Украине молодежь не хочет и что делать со школьными знаниями не знает. Конечно, это касается не всех, но менять что-то нужно однозначно. Возможно, выходом из ситуации станет изучение в школе предметов по правам человека или тех, где бы их научили применять знания на практике. За это выступает более 60% опрошенных учеников, заявляя, что молодежь изменит ситуацию к лучшему и сделает все ради своего и общественного блага, но только при условии, что ее научат превращать знания в умения.

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ