История этого открытия, позволяющего избежать многих несчастий или по крайней мере приуменьшить их, начинается с грозной социальной драмы — голода, охватившего Индию в 1931 году. Он возник из-за засухи, лишившей страну лиственных овощей. А как раз в них, как выяснилось позднее, содержатся фолаты, важные составляющие группы витаминов B. Оказалось, что это и впрямь витамины жизни.
Особенно пагубно «анемия бедности» сказалась на беременных женщинах. Доктору Люси Вилз из Великобритании удалось нейтрализовать такой коллапс авитаминоза у многих будущих матерей с помощью пока неизвестного благотворного фактора, содержащегося в дрожжах. Была ясна лишь его витаминная природа. Исследования продолжались. Наконец, в 1944 году таинственные спасительные вещества были выделены из шпината и названы фолатами — именно потому, что прародителями были лиственные овощи. Фолио же, как известно, означает лист. Фолаты получили название витамина B9.
Еще через два десятилетия, в 1964 году, было установлено, что недостаточный уровень фолатов в рационе увеличивает риск появления новорожденных со спинномозговой грыжей, или, выражаясь научной терминологией, врожденным дефектом невральной трубки. Если такие дети и выживают, они остаются тяжкими инвалидами. На уход за ними и лечение расходуются десятки миллионов долларов. Выяснилось также, что фолаты в определенной мере снижают угрозы развития инфаркта миокарда и инсульта, а также неврологических недугов и осложнений пожилого возраста. За счет снижения уровня гомоцистеина.
Так в профилактической медицине забрезжила эра фолатов. Все выглядело заманчиво и, вместе с тем, далеко не просто. Достичь необходимой квоты веществ защиты путем усиленной овощной диеты оказалось практически невозможным: введение 400 мкг, т.е. 4 мг фолатов, их оптимальной профилактической дозы, сопряжено с поеданием целой горы салатов и другой зелени. До 40 кг в сутки… Значит нужен синтетический дублер. И ученые обратились к фолиевой кислоте, уже давно известной в химии лекарственных средств. Она легко производится и недорого стоит. Вскоре фолиевая кислота вошла в обиход как ценная пищевая добавка. И тут выяснился удивительный благотворный феномен: синтетическая фолиевая кислота действует в организме энергичнее и эффективнее, чем ее природный аналог. Новые данные позволили приступить к фортификации пищевых продуктов микродозами фолиевой кислоты. В США, Австралии и ряде других стран таким носителем являются хлебные изделия, а в Великобритании, в дополнение к хлебу, традиционные зерновые завтраки — мюcли, также фортифицированные.
Эту эпопею, понятно, упрощенно, я воспроизвожу по докладу Комитета по медицинским аспектам питания Министерства здравоохранения Великобритании. Недавно по инициативе академика Ю.Кундиева этот документальный свод был переведен на украинский язык. Академик НАН и АМН Украины, директор Института медицины труда Ю. Кундиев буквально «заболел» перспективами фолиевой кислоты в Украине как профилактического средства.
— Юрий Ильич, круг дел — от предупреждения профессиональных интоксикаций до аспектов биологической этики в государственном масштабе — которыми вы занимаетесь, настолько обширен, что в нем вроде бы нет «вакантных мест». И вот новая ноша — заботы про фолиевому проекту. В чем их мотивация?
— Медицина труда, в сущности, и является предупредительной медициной в чистом виде. В частности, это противодействие интоксикациям тяжелыми металлами — свинцом, ртутью, цинком, а в чернобыльский период и радионуклидами различными способами с использованием витаминов и пектинов, естественно, грамотно и научно обоснованно. Показательно, что в орбите внимания, во взаимодействии с педиатрами, находятся и дети — в плане опосредованного влияния профессиональной патологии родителей. Совсем недавно мы провели конференцию и по данной проблематике.
И все же — каким образом возникла линия фолатов? Как эксперт ВОЗ, я не раз выезжал в западные страны. Сложилась и укрепилась дружба с видным американским генетиком украинского происхождения Владимиром Вертелецким, работающим в университете штата Южная Алабама. Кстати, он — непосредственный ученик генетика мирового класса Теодора Добжанского, также имеющего украинские корни. По учебникам Т. Добжанского по популяционной генетике учится вся Америка.
Так вот восемь лет назад профессор Владимир Вертелецкий возглавил украинско-американский комитет по предупреждению врожденных дефектов развития у детей при Агентстве США содействия международному развитию. Ученый-патриот уже создал уникальные регистры дефектов развития у новорожденных и их тенденций в шести областях Украины. Одна из важных идей В. Вертелецкого — внедрение фолиевой программы и в Украине, поскольку ее применение позволяет на две трети снизить случаи незаращения невральной трубки. Таких страдальцев у нас в течение года рождается более 500, но их количество возрастает. В силу неблагоприятных экологических моментов и несбалансированного питания этот показатель в Украине выше, чем в Западной Европе. Разделяя и поддерживая эти инициативы, я стремлюсь добиваться того, чтобы они стали достоянием и украинского общественного здоровья.
— Юрий Ильич, более года назад, когда мы коснулись этого замечательного проекта, казалось что он вот-вот стартует. Но, как говорится, воз и ныне там?
— Да, мукомольный завод в Луцке был готов приступить к фортификации муки добавками фолиевой кислоты. Технология является вполне доступной, программная поддержка обеспечена, а цена нововведения невелика — по себестоимости это 0,5 копейки на килограмм хлеба. К фортификации готовы мукомольные заводы в Луганске и других городах. Но чтобы приступить к работе, требуется соответствующая санкция Минздрава Украины. Около года назад я подал туда необходимые расчеты. Они касаются не только фолиевой кислоты, рекомендуемая доза которой у нас пока вдвое занижена (200 мкг), а и корректировки потребления других витаминов, отвечающей современным нормативам Всемирной организации здравоохранения. Вообще-то рекомендации ВОЗ не требуют дополнительного согласования, однако у нас привыкли ориентироваться и на отечественный рескрипт. На запрос пока на улице Грушевского не откликнулись. И этот фрагмент интервью я прошу рассматривать как напоминание ведомству.
— А нельзя ли, до времени пока у нас нет фортифицированной муки, просто снабжать беременных женщин таблетками фолиевой кислоты?
— Теоретически это возможно. Но учесть всю статистику беременности, а не только планируемые прецеденты — утопия. Между тем, невральная трубка формируется между 18 и 26 днями развития эмбриона. Да и весь мир, около сорока стран, фортифицируют фолиевой кислотой именно хлеб, поскольку в таком виде он становится своеобразным щитом профилактики — причем не только в отношении детей. Почему же мы должны отставать? Тем более, что программа В. Ющенко по значительному увеличению вознаграждения матерям, наконец всерьез индуцировала пик рождаемости в Украине. Уже более сорока тысяч матерей получили долгожданные достойные пособия. Однако взглянем правде в лицо — среди них есть и не совсем счастливые семьи, с проблемами тех или иных врожденных пороков развития. Фолиевый хлеб — барьер на пути одного из таких, до поры скрытых, ущербов. И я убежден, что он — такой хлеб, нужен у нас, как воздух. Без каких-либо промедлений.