Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чья комната?

В Украине более миллиона жители общежитий остаются незащищенными. Ситуация вокруг общежития Броварской центральной районной больницы — как квинтэссенция проблемы
8 августа, 2013 - 18:50
АРТЕМ СИВОХА ВЫНОСИТ ИЗ ОБЩЕЖИТИЯ СВОИ ВЕЩИ. ПОСЛЕ ДВАДЦАТИ ЛЕТ ПРОЖИВАНИЯ ЗДЕСЬ ОН ОКАЗАЛСЯ НА УЛИЦЕ
В ОБЩЕЖИТИИ, ПОСТРОЕННОМ В 1988 ГОДУ, ЕЩЕ НИ РАЗУ НЕ ПРОВОДИЛСЯ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ. ЗДЕСЬ ПРОТЕКАЕТ КРЫША И ПРОРЫВАЕТ ТРУБЫ, СТЕНЫ ПОРАЖЕНЫ ГРИБКОМ... ЖИТЕЛИ ВЫНУЖДЕНЫ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ
ПО ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ, ПРИВЕДЕННОЙ НА САЙТЕ «УКРАИНА КОММУНАЛЬНАЯ», ПО СОСТОЯНИЮ НА 2011 ГОД В ОБЩЕЖИТИЯХ ПРОЖИВАЛО ПОЧТИ 1,2 МИЛЛИОНА СЕМЕЙ. ИЗ НИХ 807 ТЫСЯЧ — БОЛЕЕ 10 ЛЕТ. ЭТО ПРИТОМ, ЧТО ОБЩЕЖИТИЯ РАССЧИТАНЫ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ...

Общежитие Броварской центральной районной больницы, немногим более чем 200 комнат, построили еще в 1988 году. С тех пор стены и коммуникации этого дома не знали капитального ремонта. Еще в процессе строительства здания многие будущие жильцы помогали строителям. «Мы выносили мусор, мыли здесь все, помогали красить. Сажали деревья, облагораживали территорию. Выходили постоянно на субботники», — рассказывает жительница общежития Мария ЕРМОЛАЕВА, работающая в больнице с 1988 года. В это общежитие селили молодых специалистов, а также тех, кто стоял в очереди на квартиру. В перспективе, согласно советской системе жилищного обеспечения, через несколько лет все жильцы должны были получить полноценные квартиры. А их комнаты в общежитии заняли бы новые молодые специалисты. Но развал коммунистической страны фактически приковал сотни семей к маленьким комнаткам, не приспособленным к долговременному обитанию. Люди создавали семьи, рождались дети. В комнатах площадью 10 квадратных метров жило до пяти человек. Нехватка площади привела к тому, что люди начали обустраивать для жилья подсобные помещения, актовый зал, туалеты.

«Если пройтись по общежитию, то увидим: люди живут, как в гетто. У многих нет ни туалета, ни рукомойника, не на чем готовить еду. Деньги, которые собирают с этих людей, идут на баланс больницы. При том, что со дня возведения руководство больницы ни разу не делало ремонт», — рассказывает «Дню» Александра ЧОРНАЯ, жительница общежития. По ее словам, зимой размер квартплаты может достигать 600 гривен. «При этом в доме ничего не делается. Трубы мы меняем самостоятельно. Ставим пластиковые окна. На верхних этажах течет крыша. Стены у людей черные от грибка. Отпадают обои. А главврач отчитался в райадминистрации, что уже отремонтировал крышу», — отмечает пани Чорная. Более того, еще несколько лет тому назад жильцы общежития платили ежемесячно за воду из расчета — 20 кубометров воды на человека. «У меня в комнате живет четыре человека. И раньше я платила за 80 кубов в месяц. Потом мы все-таки добились, и мэр города разрешил поставить счетчики. Теперь я трачу два-три куба воды в месяц», — рассказывает Ермолаева.

Позже была проведена экспертиза, которая выявила: общий домовой счетчик показывал неправильные данные. «Это очень возмутило главного врача — он долго пытался доказать, что общий счетчик по дому работает правильно. Не исключаем, что именно по этой причине он сейчас не позволяет установить индивидуальные счетчики электроэнергии», — добавляет Ермолаева.

НЕДОСЯГАЕМАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

При этом люди никак не могут повлиять на ценовую политику, потому что помещения им юридически не принадлежат. Номинально его владельцем является центральная райбольница. Выходом из этой ситуации мог бы стать закон 2009 года, позволяющий приватизировать комнаты в общежитии. По словам Александры Чорной, воспользоваться новым законом собираются 73% обитателей общежития. Но с самого начала они столкнулись с проблемами. «Люди тогда собрались и выбрали меня председателем Объединения пользователей общежития. Провели общие собрания жителей общежития, а 18 августа 2011 года впервые на сессии Броварского городского совета рассматривался вопрос о приватизации комнат в общежитии медицинских работников», — рассказывает женщина.

Право на жилье еще в 1988 году жильцы этого общежития получили в соответствии с нормами действующего законодательства. У них есть ордера на комнаты, таким образом они имеют полное конституционное право на это жилье. «Но тогда, как и в настоящий момент, большинство депутатов не поддержало инициативу жильцов общежития, потому что главный врач Валентин Багнюк настоял на том, что только он является «главным хозяином своего персонала и всего имущества больницы». Ему напомнили, что он технический персонал и должен заниматься лампочками, окнами, трубами и крышей. А как раз мы, жильцы общежития, должны решать — будет приватизация или нет. После этого меня уволили, а в феврале этого года я восстановилась через суд», — рассказывает Александра Чорная. Женщина рассказывает, что через несколько месяцев после восстановления ее поставили в такие условия, что она должна была уволиться по состоянию здоровья.

Со времени отказа в приватизации люди уже прошли не одну инстанцию, писали во все возможные учреждения. Местные суды и власть поддержали позицию главного врача, а прокуратура и Администрация Президента стали на сторону жильцов.

БЕЗ ВЕЩЕЙ — НА ВЫХОД

И все бы ничего, говорят жильцы общежития, можно было бы и дальше жить в этих комнатах без приватизации, если бы главврач не начал выселять людей под разными предлогами. Юрий ОЛЕВСКИЙ работает в больнице детским психиатром еще с 1983 года. «Вселился в общежитие с самого начала, еще в 1988 году, здесь и прописан. А теперь меня отсюда выбрасывают, потому что я якобы здесь не проживаю. Еще апеллируют к тому, что у меня есть часть родительского жилья в Броварах, которое я получил по наследству. Но там живет моя сестра с сыном. Недавно я вернулся с работы, а в моей комнате заменен замок. Звоню коменданту, а он говорит, что я там больше не живу и теперь ордер выписан на другого человека», — рассказывает врач. По словам Олевского, свои вещи он нашел около мусорника.

Подобная ситуация и у травматолога Василия НОВАКА. «Я 23 года отработал в больнице и вышел недавно на пенсию по выслуге лет. После этого меня начали выселять из комнаты площадью 11,5 квадратных метров. В мое отсутствие комендант общежития с помощниками выбили двери, вынесли все мои вещи и заменили замки. А затем в комнаты поселили двух девушек. Я обратился в больницу. Девушек выселили и поселили ко мне молодого психиатра. Я прописан по этому адресу, а этот парень — нет», — говорит Новак.

ПОМЕЩЕНИЕ — В ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА И РАЙОНА

По словам главного врача Валентина БАГНЮКА, помещение находится в общей собственности города и района, а «такие общежития приватизации не подлежат». Кроме того, он апеллирует и к плохому состоянию здания. «Чтобы отдать на приватизацию это помещение, нужно потратить несколько миллионов гривен. Необходимо полностью сделать ремонт: поставить счетчики, заменить проводку и тому подобное», — подчеркнул Багнюк. В больнице, на балансе которой находится общежитие, отмечают, что выселяют только по решению суда — тех, кто имеет другое жилье. Конфликт длится уже не первый год.

Проблемами жильцов общежития заинтересовался и народный депутат от фракции УДАР, заместитель председателя парламентской Комиссии по вопросам приватизации Павел РИЗАНЕНКО, который был избран по броварскому округу. В комментарии «Дню» он рассказал, что в ближайшее время намеревается пойти к городскому голове и с ним искать пути окончательного решения этого вопроса. Рассказывает, что в городе есть еще одно подобное проблемное общежитие, обитателям которого не дают разрешение на приватизацию жилья. «Ко мне обратились жильцы этих двух общежитий. Местная власть игнорирует законные права людей. Я сделаю все, чтобы люди смогли выполнить данное законом право на приватизацию жилья», — подчеркнул Ризаненко.

В то же время городская власть настроена более оптимистично. Мэр города Игорь САПОЖКО раньше в одном из интервью заявил, что в ближайшее время планируется принять компромиссное решение — приватизировать часть общежития. «Мы сможем оставить часть комнат для служебного использования, а часть для людей, которые имеют право на приватизацию. Они смогут оформить на себя свои жилища», — подчеркнул чиновник. Но правозащитники не уверены, что в ближайшее время ситуация так просто разрешится. Заместитель председателя «Комитета по социальной защите жильцов общежитий» Алена ГЕТЬМАН рассказывает «Дню», что такая ситуация существует по всей Украине и на данный момент решается очень трудно. «Обычно палки в колеса вставляют балансодержатели, которые так или иначе из личных корыстных соображений выступают против приватизации. Для того чтобы приватизировать общежитие, его нужно передать в коммунальную собственность города. Чтобы это сделать, должно быть решение балансодержателя. Кроме того, это должно быть согласовано в администрации города. Но на практике этого очень трудно достичь», — рассказывает Гетьман. «Балансодержатели часто договариваются с администрациями и, действуя совместно, не дают людям приватизировать жилье. По нашим данным, таких людей в Украине — до четырех миллионов. Но на самом деле их становится меньше, но не потому, что они получают в собственность свои помещения. Многих уже выселили через суды. Некоторым аннулировали ордера и заставили подписать договоры аренды. А через год управленцы общежития могут просто не продлить договор и выселить человека на улицу, хотя он там прожил 15—20 лет и был прописан», — подытожила Гетьман.

Пока врачи борются за свои комнаты в общежитии, назревает другая проблема: негде жить молодым специалистам. Так, на одну комнату в этом общежитии претендуют... 48 врачей.

В целом же, согласно официальной статистике, приведенной на сайте «Украина коммунальная», по состоянию на 2011 год в общежитиях проживало почти 1,2 миллиона семей, из них 807 тысяч — более 10 лет, 150 тысяч — в течение 6—9 лет, еще 190 тысяч — от года до 5 лет.

Виталий СЕЛИК, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День», Киев — Бровары
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ