Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Цивилизация на остановках

Почему ожидание общественного транспорта может стать рискованным делом
12 января, 2017 - 12:27
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Недавно около редакции «Дня» появилась инновационная остановка автобусов и троллейбусов. Конструкцию оборудовали солнечной батареей, зарядным устройством для телефонов, Wi-Fi. Даже установили контейнер с набором щеток для обуви! Поэтому вместо того, чтобы привычно ехать с работы домой метро, решила протестировать новинку.

Из хорошего — интернет на остановке работает хорошо. Но вот неприятность: на стеклянной информационной панели прочитала, что нужная маршрутка останавливается не здесь. Пришлось пройти несколько метров к другой, «народной», остановке — там ничего не обустроено, просто останавливаются пригородные автобусы. Транспорт ждала около обочины, на скользком  и в снежной каше. Не очень уютно и очень опасно, учитывая погоду. Впрочем, оказывается, и стационарные остановки в Украине не отличаются безопасностью.

«МАФ — ЭТО НОРМАЛЬНО, А ЗАЩИТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ МЕШАЮТ»

В прошлом году мы писали о кампании общественной организации «Институт успешного города», цель которой — привлечь внимание власти к вопросу безопасности на остановках общественного транспорта (материал «Как сделать остановки безопасными?» на сайте «Дня»). В частности, представители ГО обращались к киевской власти, проводили акцию под Министерством инфраструктуры. 

«Появляются современные остановки из стекла, с Wi-Fi и тому подобное, но вопрос безопасности остается острым. В связи с погодными условиями с начала зимы 2016-2017 имеем ряд случаев, когда автомобили вылетали на остановки. И не из-за того, что водитель был пьян или быстро ехал, не из-за того, что люди как-то не так стояли или выбегали на дорогу, а просто потому, что где-то скользко, где-то некачественное асфальтовое покрытие, где-то остановка около поворота. Факторов риска много, и, фактически, каждый гражданин, который стоит на любой остановке, в городе или на трассе, оказывается под реальной угрозой», — говорит Арсений Пушкаренко, активист «Института успешного города». Действительно, по информации ресурса dtp.kiev.ua, 2 декабря 2016 года в Киеве в остановку врезалась фура, десять человек пострадали, семь — госпитализировали. Еще за несколько дней в столице авто влетело в столб на остановке.

И киевская власть, и Министерство инфраструктуры активистов «отфутболили». «Конкретно киевская власть в ответ на мое обращение написала, что какими-то их распоряжениями не предусмотрено лишних конструкций на остановках, — делится Арсений Пушкаренко. — При этом, большая часть остановок в Киеве выглядит так, что пол-остановки — это киоск, а другая половина — накрытие для людей. То есть МАФ на остановке — это нормально, а защитные конструкции считают такими, что будут мешать».

Мининфраструктуры отнеслось к проблеме безразлично. Во время прошлогодней акции около ведомства к активистам вышел его представитель, который сказал, что этот вопрос нужно адресовать местной власти. «Но министерство может инициировать соответствующую дискуссию, собрать «Укравтодор». А им все это по барабану!» — констатирует Арсений Пушкаренко.

РЕГИОНЫ ПОКАЗЫВАЮТ ПРИМЕР

Впрочем, есть и позитивные сдвиги. «Наша инициатива началась с Киева, а люди на местах ее подхватили. И в Сумах местная власть заявила, что поддерживает данную инициативу и будет рассматривать, как воплотить ее в жизнь, — рассказывает Арсений Пушкаренко. — То есть для киевской власти защитные конструкции являются лишними, а в Сумах думают, как это внедрить».

«Институт успешного города» продолжает кампанию за безопасные остановки. Арсений Пушкаренко подчеркивает: люди становятся инвалидами, погибают только потому, что ожидают транспорта на остановке.

Активисты обращали внимание столичной власти, в частности мэра Виталия Кличко, на то, что вместо остановок с Wi-Fi лучше за те же средства устанавливать защитные столбики. Арсений комментирует: «Они удобны! Это же не то, что обложить остановку бетонными блоками, как будто это блокпост. Мы приводили конкретные примеры, в каких странах и как именно это обустроено. Это нормальная цивилизованная ситуация».

В европейских странах по краю проезжей части около остановок часто устанавливают невысокие металлические столбики. Такие конструкции уменьшают силу удара автомобиля. Как раньше рассказывал «Дню» Арсений Пушкаренко, такой вариант гарантирует безопасность людей при небольших скоростях машин, около 40—60 километров в час, и хорошо подходит для остановок в черте города. Можно даже найти уже рассчитанные параметры того, какого веса и высоты должны быть эти конструкции, какими должны быть промежутки между ними, чтобы не мешать людям выходить и заходить в транспорт, чтобы было удобно людям с особенными потребностями. 

Конечно, посидеть в интернете в ожидании транспорта, — замечательно, тем более, иногда это длится немало времени. Но в приоритете должна быть человеческая жизнь.

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ