Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Цветник на крыше

Президент Киевского ландшафтного клуба Оксана ДЖУНЬ: «Европейцам есть чему у нас поучиться»
23 марта, 2005 - 20:07
В ЦЕНТРЕ СТОЛИЦЫ ВЫСОТНЫЕ ДОМА «РАСТУТ» ЗНАЧИТЕЛЬНО БЫСТРЕЕ ЦВЕТОВ И ДЕРЕВЬЕВ. ПОСЛЕДНИМ ПРИХОДИТСЯ ПЕРЕБИРАТЬСЯ НА КРЫШИ ЗАНЯВШИХ ИХ МЕСТО ЗДАНИЙ. ПРАВДА, СЛУЧАЙ ТАКОГО «ПЕРЕСЕЛЕНИЯ» ПОКА ЧТО ЕДИНИЧЕН. НА ФОТО — ТОТ САМЫЙ САД НА КРЫШЕ ШЕВЧЕНКОВСКОЙ РАЙАДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КИЕВА / ЦВЕТНИК «КВАДРА» В СТОЛИЧНОМ ГИДРОПАРКЕ

Ландшафт — не только искусство, но и бизнес. Сегодня в Украине немало фирм включают в перечень своих услуг ландшафтный дизайн. Недавно даже состоялась презентация Киевского ландшафтного клуба, который объединит представителей этого направления деятельности. О проблемах и перспективах ландшафтного бизнеса в Украине «Дню» рассказывает известный ландшафтный архитектор, президент Киевского ландшафтного клуба Оксана Олеговна ДЖУНЬ.

— Как развивается ландшафтный би знес в нашей стране?

— Еще несколько лет назад термины «ландшафтный дизайн» и «ландшафтная архитектура» были новыми для украинского общества. Время шло, и сегодня можно констатировать, что ландшафтный бизнес в Украине активно развивается. Более того, в нашей стране он развивается активнее, чем во всех других странах СНГ. Ведь украинская школа ландшафтного искусства сформировалась на прекрасном фундаменте. К ней относятся известные украинские архитекторы, которые считаются классиками советского периода, — Косаревский, Родичкин, Липа, Рубцов.

Некоторые говорят, что ландшафтный бизнес развивается у нас несколько стихийно. Но я не вижу в этом ничего плохого. Это бизнес, который связан с творчеством, с искусством, а не винно- водочный. Здесь не подходит слово хаос — скорее идет процесс эволюции. Безусловно, государство не контролирует частный ландшафтный бизнес, но оно контролирует зеленые хозяйства, которые непосредственно ему подчинены. В них работает очень четкая, упорядоченная система. А частный бизнес должен быть свободным.

— Что сейчас преобладает: спрос на ландшафтные услуги или их предложение? Насколько остра конкуренция между ландшафтными архитекторами?

— Конечно, полная гармония невозможна — всегда будет или больше специалистов, или больше заказов. Сегодня мы еще стоим на том этапе, когда нужны высококлассные специалисты, а также предприятия, которые могли бы реализовать их замыслы. Безусловно, те люди, которые видели мир и имеют представление о красоте цветника, хотят видеть эту красоту на своих усадьбах. Усадьбы сегодня не маленькие, не пять-шесть соток, а полгектара — гектар, и на таких территориях действительно можно устроить настоящий парк. Что касается конкуренции, то она, безусловно, есть и должна быть. Чтобы стимулировать развитие и содействовать эволюции.

— Как произошло, что при наших знаменитых черноземах мы вынуждены покупать посадочный материал за границей?

— До недавнего времени мы действительно брали посадочный материал у поляков, у венгров. Когда лет 5-6 назад мне обещали, что будет и у нас качественный растительный материал, в это не очень верилось. Но поднялись в рассадниках кусты и деревья, родиной которых является сама Украина. Сегодня на рынке активно работает наш посадочный материал, который, к тому же, более адаптирован к нашей экологии. Польской материал, например, далеко не всегда приживается на нашей почве. Ведь он привык жить на субстратах, на искусственных грунтах. И на нашем прекрасном, жирном, уникальном черноземе ему становится некомфортно. Конечно, проблема решена только частично. У наших производителей нет для продажи экзотов, а всегда очень интересно, когда в саду есть хоть немножко экзотического материала.

— Как выглядят украинские ландшафтники по сравнению с европейскими специалистами?

— Сегодня вокруг Киева и других больших городов немало садов с интересными и красивыми работами. Недавно приехала группа зеленостроевцев из Шанхая и показала прекрасные цветники. Но наши более красивые. Отечественные специалисты побывали в Италии, — там цветники не произвели на них такого впечатления, как наши. То есть наша школа мастерства отвечает европейскому уровню и, более того, Европе есть на что посмотреть у нас. И чему поучиться.

— Насколько вредит ландшафту активная застройка города?

— Урбанизация города закономерна. Исторический центр Киева — красивый и интересный. Жить в нем престижно, и поэтому он активно застраивается. Но эта застройка не желательна. Перед строительством слой питательного грунта в 20-30 см снимается и вывозится. Там, где строится дом, теряется позитивная экология.

Правда, есть выход. Несколько лет назад зеленостроевцами Шевченковского района был создан сад на крыше райгосадминистрации. На его обустройство израсходовано немного средств, но служащие с удовольствием выходят туда в перерывах. Значит, зеленые площади, которые идут под застройку, можно и нужно восстанавливать на верхних, нижних или промежуточных террасах.

— На какие законодательные акты опираются ландшафтники?

— Мы работаем на общих основаниях. Чтобы себя защитить — нужно уметь правильно заключать соглашение. Другое наработается со временем. Но есть еще такой момент, как профессиональная этика. Нам бы не помешал этический кодекс. Потому что чувство нереализованности иногда толкает специалистов на неэтичное отношение к чужим работам.

— А не приходилось ли сталкиваться с неэтичным обхождением клиентов?

— Нет. Большей частью создать ландшафт хотят духовно красивые люди. Сад же в свою очередь содействует красивым отношениям. Сегодня ландшафтная культура у украинцев находится в процессе формирования. И вообще, чувство красоты у нас заложено на генетическом уровне. Поэтому, по-видимому, не существует пределов для развития отношений «человек — природа».

Преимущественно обращаются за ландшафтными услугами, конечно, люди богатые. Но есть клиенты и со средним достатком. Уже известно, что на работе по профессии можно заработать больше, чем в субботу-воскресенье на своем огороде. Поэтому сейчас довольно часто встречаются предложения, например, привести в порядок 10-20 соток. Люди поняли, что помидоры, картофель, капусту также должны выращивать специалисты. Безусловно, в частных садах могут быть небольшие огороды. Это даже красиво. Но они уже перестают быть кормильцами.

— Заказчик чаще доверяет архитектору и его вкусу или пытается навязать свое видение?

— Чаще доверяет, но присматривается. Если у заказчика есть своя отработанная концепция, ее нужно уважать. Ведь он уже не один день, а может и ночь, продумывает свой сад. Стоит попробовать понять его замысел. И иногда получается даже лучше — иногда шарм может быть в не традиционности и оригинальности.

Недавно один заказчик мне говорит: «Я хочу большое озеро». Я нарисовала большое озеро в плане, принесла ему, а он опять говорит: «Вы меня не поняли, я хочу большое озеро». Тогда я раздвинула озеро до возможных пределов. Возможных в моем воображении. А он ответил мне, что хочет еще большее озеро. Но ведь это невозможно, почти на всю территорию озеро! И когда я его прорисовала, возникли полуострова, где один мыс — это Он, а второй — Она... Когда вынимали лишний грунт, возник другой рельеф — появились возвышенности, на возвышении — беседка, которая дает перспективу... То есть я не проиграла в этом случае. У меня получилась работа, которую я люблю. Это сотрудничество архитектора с заказчиком.

— Говорят, что создать сад — это одно, а поддерживать его потом в надлежащем состоянии — совсем другое.

— Правильно говорят. Еще 5—6 лет после создания сад формируется: что-то погибает, что-то разрастается... Ведь и материал, с которым работает ландшафтный архитектор, все время видоизменяется. Поэтому, реализовав свой проект на месте, нужно уметь его поддерживать. Для этого я бы советовала заказчикам не прерывать отношения с архитектором. Все-таки авторский надзор не должен закончиться на этапе исполнения. Хотя бы дважды в сезон архитектор должен осматривать свою работу. Потому что автор живет этим, он, так сказать, создает сказку и знает, как должен развиваться ее сюжет.

Виктория ГЕРАСИМЧУК, «День». Фото предоставлено Киевским ландшафтным клубом
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ