Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«...А давайте я вам почитаю»

Готовы ли шестилетки стать первоклассниками?
11 апреля, 2005 - 20:54
ДО СТАТУСА ШКОЛЬНИКА — ОДИН ШАГ: «ВСЕГО ЛИШЬ» СДАТЬ НЕКОЛЬКО ТЕСТОВ. ОДИН ИЗ КОТОРЫХ — НА ЛОГИКУ / КАКАЯ ЖЕ ФИГУРКА ЗДЕСЬ ЛИШНЯЯ? НА ФОТО — «КАНДИДАТ» В ПЕРВОКЛАШКИ МАКСИМ ОХРИМ И «ЭКЗАМЕНАТОРЫ»: ПРЕПОДАВАТЕЛИ РАИСА АВРАМЕНКО И АНТОНИНА БАКСАКОВА ГЛАВНОЕ В ТЕСТИРОВАНИИ — НАЙТИ ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕБЕНКУ. ВЕДЬ ШЕСТИЛЕТКИ ВОСПРИНИМАЮТ ИНФОРМАЦИЮ ЧЕРЕЗ ИГРУ, НАПОМИНАЕТ ПСИХОЛОГ ТАТЬЯНА СТОЛЯРОВА

Знаете ли вы, что слово «гвоздь» означает исключительно тот предмет, на который вешают зеркала и картины? Нет? А о таком: «велосипед» — это то, на чем катаются дети? А вот со словом «плащ» дела обстоят куда демократичней: его могут одевать не только дети, но и «люди (!), когда уже не холодно», считает шестилетняя Даша Полторацкая, «кандидат» в первоклашки общеобразовательной средней школы №14. Некоторые «абитуриенты» мыслят еще более неожиданно и, более того, даже отстаивают собственную позицию. Учительница начальных классов этой школы Антонина Баскакова попросила как-то одного мальчонку истолковать слово «тупой». «Человек такой», — не задумываясь, ответил потенциальный первоклассник. «А предмет, как ты думаешь, может быть тупым?» — осторожно поинтересовался педагог. «Нет, только человек», — прозвучал безапелляционный ответ.

Неизвестно, стал ли учеником 14-й школы мальчик с такими твердыми для столь нежного возраста убеждениями, но Дашу на днях торжественно поздравили с новым «статусом». Для этого ей пришлось пройти несколько тестов: на логику (определить, к примеру, какое слово выпадает из ряда названных, найти среди четырех фигурок одну, не похожую на остальные), внимание и элементарные арифметические знания (взять в руку столько же спичек, сколько до этого взяла тестирующий ее психолог), память (запомнить, как выглядела сложенная из спичек фигурка и «соорудить» после такую же), фонематический слух. Программа тестирования разработана специально под данное учебное заведение (согласно закону, конкурсный отбор предусмотрен в специализированных школах, лицеях и гимназиях. В остальных — только собеседование). Школа — с углубленным изучением немецкого языка, а потому, тестируя очередного шестилетнего «абитуриента», педагоги, в первую очередь, обращают внимание на развитие вышеупомянутого слуха и краткосрочной памяти, выговор слов. С тех пор, как началось тестирование (прием в общеобразовательные заведения столицы стартовал 1 апреля), порог 14-й школы переступило 16 потенциальных филологов. Порекомендовали родителям отдать чадо в другую школу пока лишь единожды.

Мама Даши, Татьяна Полторацкая, заметно волновалась, даже когда все было позади. Тем не менее, сказать, что вступительный школьный тест — не «по зубам» сегодняшним шестилеткам, она не может. Волновалась Татьяна потому, что в какие-то моменты явно волновалась дочь. Хорошо, кстати, подготовленная до этого и родителями, и детским садом. «Новые и незнакомые люди (это о педагогах и психологах. — Авт. ). Неудивительно, что некоторая скованность была», — говорит Т. Полторацкая.

Волнуются, конечно, не все. Есть и такие, которые чуть ли не с порога заявляют: «А можно, я вам почитаю?» Декламатора внимательно выслушают, даже если читать их и не просили. Но «понятно, что главное — войти в доверие, подобрать для общения правильный тон и, что еще более важно, — провести тест в игровой форме. Ведь в шесть лет маленький человечек усваивает информацию именно через игру», — напоминает психолог Татьяна Столярова, первый человек, с которым сталкивается в 14-й школе «абитуриент». Не менее, кстати, значимо, по словам педагога Раисы Авраменко, и то, какой настрой предварительно дают ребенку сами родители — «если вести его в школу как в тюрьму, соответствующими будут и последующие успехи».

О возрасте нынешних первоклашек учителя заводят отдельный разговор. Как известно, с переходом на 12-летнюю систему перестраивали и программу обучения. Урок у шестилеток длится 35 минут вместо обычных 45 ти, предусмотрен обязательный отдых и прогулки (если в школе нет возможности создать комнату дневного отдыха, обязательно есть игровая комната или хотя бы уголок), целый год — вместо двух четвертей — первоклашки «штудируют» только букварь, учатся связной речи, приобретают коммуникативные навыки. В общем, тот момент, что между шестилетками и семилетками (несмотря на единственный разделяющий их год) — громадная разница, программа учитывает. Однако собеседницы «Дня» считают, что шесть лет для школы, несмотря на щадящую форму обучения, — все-таки рано. Не то у юных первоклашек внимание, не та мускулатура пальцев, велика нагрузка на позвоночник и т. д. «У шестилеток крадут один детский год. Сильно усложнили и работу учителя — наша образовательная система оказалась не готова к этому эксперименту», — считает Р. Авраменко. По ее словам, нет и программы плавного перехода от детского сада к средней школе. Например, все программы дошкольного образования были составлены с ориентацией на все тех же шестилеток. А еще нынешние дошколята стали меньше играть: многие садики перебрали на себя некоторые функции учебного заведения, и «игровое время» стали занимать изучение компьютера, иностранных языков и т. д. Не нужна в данном возрасте подобная нагрузка, говорит педагог. Образно говоря, научить писать букву «а» — задача школы: в саду должны помочь развить моторику пальцев, научив «вырисовывать» отдельные элементы буквы.

У начальника отдела организационной работы главного управления образования и науки столицы Елены Фиданян иное мнение по поводу первоклашек-шестилеток. «Конституция тоже не всем нравится, — говорит она, — но закон есть закон, и надо его исполнять». Никто не запрещает, напоминает Т. Фиданян, отдать ребенка в школу и в семь, и в восемь лет. Однако предлагает прибавить к возрасту 12 летний срок обучения и подсчитать, когда чадо станет выпускником. Она еще раз напомнила о том, что программа обучения для первоклассников — облегченная и разработана именно с учетом особенностей этого возраста. «Понятно, что с семилетками работать куда более спокойно и легко. А учителей, считающих, что шестилетки не готовы идти в школу, хочу в свою очередь спросить: а они готовы? Может, они просто боятся? Работать по-новому, изменять методы и подходы?»

Елена Фиданян думает, что педагоги-противники нынешней системы — в меньшинстве. Антонина Баскакова и ее коллеги — с точностью до наоборот.

Наталья МЕЛЬНИК, «День», фото Бориса КОРПУСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ