Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Декоммунизация через музеефикацию

На Херсонщине продолжается дискуссия о будущем известного памятника «Легендарная Тачанка», который по закону подлежит демонтажу
5 марта, 2020 - 10:26
«ЛЕГЕНДАРНАЯ ТАЧАНКА» — МОНУМЕНТ В Г. КАХОВКА ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ. ОТКРЫТ 27 ОКТЯБРЯ 1967 ГОДА В ЧЕСТЬ 50-ЛЕТИЯ ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА, ПОСВЯЩЕН БОЯМ НА КАХОВСКОМ ПЛАЦДАРМЕ В 1920 ГОДУ / ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Хайп, фейсбучные баталии, исторические выкрутасы и творческие переосмысления — все это одновременно накрыло Каховку после письма Украинского института национальной памяти (УИНП) в городской совет от 12 января этого года. В письме сказано, что монумент «Легендарная Тачанка» и памятник «Девушка в шинели», которые расположены на Каховщине, являются символикой коммунистического тоталитарного режима, а следовательно, должны быть демонтированы (напомним, «День» писал о ситуации в №№ 7-8 от 17 января 2020 года).

НАПОМНИЛИ О ПРОБЛЕМЕ

Письмо УИНП опубликовал на своей странице в Facebook городской голова Каховки Андрей Дяченко и заявил, что «началась борьба за Тачанку». Тему подхватили СМИ — и понеслось. Мэр созвал внеочередную сессию, а городской совет не поддержал демонтаж памятника. Оппоненты Дяченко назвали это заигрываниям с избирателями.

Все это сопровождалось многочисленными текстами от небезразличных граждан о «символе города», «нашей истории» и даже «нашем генетическом коде».

Глава УИНП Антон Дробович, реагируя на истерику из Каховки, отметил в статье на «Исторической правде», что УИНП не едет с кувалдой что-то демонтировать, а всего лишь напомнил местной власти о нерешенной проблеме и нарушении закона.

«Мы за цивилизованное решение и здоровый общественный диалог. Все будут только радоваться современному креативному ходу, неожиданной идее или асимметричному решению... Но мы точно не можем делать вид, что это вообще нормально — прославлять тех, кто оккупировал территорию Украины, убивал людей за другую политическую позицию, а также не имеем морального права почитать СССР и его символы...» — написал Дробович.

«На справедливые предложения ученых, деятелей искусства и кураторов, что не обязательно разрушать, а можно переобозначить или изменить памятники, должен сказать лишь одно — аминь! Давайте уже наконец переобозначать. Это же на волю общества. Это их решение, их креатив, их туристы, в конце концов. Но если оно 5 лет стоит не переобозначено, не перенесено в музей пропаганды, даже не отмечено пояснительным баннером о том, кто такие эти революционеры, а просто прославляет большевиков, так что делать?» — добавляет глава УИНП.

ПОПЫТКА ПОГОВОРИТЬ

В конце концов, 2 марта в Каховке состоялся «круглый стол», инициированный УИНП и Херсонской ОГА. На сайте института анонсировали: мероприятие «призвано наработать решение проблемы необходимости выполнения декоммунизационного законодательства и сохранения памятников культуры, которые имеют художественную ценность и были созданы в советский период». На встречу пригласили представителей местной и областной власти, научных работников, искусствоведов. Вход был свободный для журналистов и общественных активистов.

Качественной профессиональной дискуссии о том, можно ли изменить культурный контекст советских памятников, которые имеют художественную ценность, и как это сделать на примере «Тачанки», — почти не получилось. Из-за искусственно надутого страха местные активисты (преимущественно пенсионного возраста) отбрасывали любые идеи трансформации объекта.

По словам каховского журналиста Олега Батурина, местные сторонники СССР всячески сводили разговор к тому, что все нужно вернуть, как было раньше: «ленинов, Фрунзе и бессмертный полк».

МУЗЕЙ?

Впрочем, основную рабочую идею, говорит Олег, таки сформировали. Эксперты сошлись во мнении, что «Тачанка» может стать главным экспонатом Музея монументальной советской пропаганды (рабочее название), где можно собрать памятники советской эпохи, которые действительно имеют художественную ценность. Речь не идет о «конвейерных» памятниках Ленину.

«Я давно говорю, что сохранить этот памятник может только музеефикация. И не только сохранить. Под музей можно найти финансирование, гранты, то есть это будет уже какая-то институция. Как именно это будет — обсуждается. Но, в конце концов, все будет зависеть от местной громады: поддерживает она это или нет. Мое впечатление, что нет. Еще в начале 2016 года мы предлагали городу эту идею. Ее категорически отбросили. И из-за этого сейчас возникла проблема, ведь закон о декоммунизации никто не отменял», — комментирует «Дню» Олег Батурин.

«Один из вариантов придания монументу новых смыслов (свобода, скорость, драйв) уже существует в Каховке много лет. Это одноименный международный мотофестиваль, — добавляет Олег Батурин. — В то же время говорить, что это сакральный или важнейший символ города, я бы не стал. С годами монумент теряет популярность. Если бы он был переосмыслен и трансформирован в тот же музей, то мог бы стать таким символом».

По мнению арт-критика, редактора онлайн-издания о культуре Юга Украины «СОУС» Юлии Манукян, если «Тачанка» станет музейным экспонатом, то на этой локации стоит удержать баланс между локальными историями и «большими наративами».

«Будущий музей я вижу как хорошо продуманный баланс между личными историями каховчан, связанными с тачанкой, и большим наративом о тоталитаризме и его жертвах. Тенденция сейчас такова, что фокус смещается к человеку, к человеческому измерению в истории», — комментирует Юлия Манукян.

«Сначала я была против создания музея тоталитаризма с включением других монументальных объектов в его пространство — Тачанка сама является мощной «инсталляцией», что формирует знаковый, контраверсионный исторический и архитектурный ландшафт. Но Антон Добрович обратил наше внимание, что таким образом музей будет личной ответственностью каховчан, а они ее явно не потянут. Тогда как коллекция памятников — это уже национальный уровень, поиск релевантных ресурсов, другой масштаб, в том числе и туристической привлекательности», — считает Манукян.

В результате обсуждения председатель Херсонской ОГА Юрий Гусев и представители УИНП сошлись во мнении, что последующая работа над концепцией музея будет продолжаться в рабочей группе, куда войдут эксперты УИНП, искусствоведы, представители ОГА, местной власти, эксперты, которые имеют опыт работы с такими объектами.

Городской голова Каховки Андрей Дяченко также поддержал идею декоммунизации, не демонтируя памятник, а через создание музея. На своей странице в Facebook он призывает неравнодушных к судьбе «Тачанки» предлагать конкретные идеи.

СПРАВКА «Дня»

«Легендарная Тачанка» — монумент в г. Каховка Херсонской области. Открыт 27 октября 1967 года в честь 50-летия Октябрьского переворота, посвящен боям на Каховском плацдарме в 1920 году.

Монумент увековечивает четырехколесная коляска с пулеметом — тачанку, которую войска Красной армии использовали в херсонских степях во время войны между Советской Россией и Украинской Народной Республикой в 1917-1921 году.

Авторы монумента: скульпторы Ю. Лоховинин, Л. Михайленок, Л. Радионов, архитектор Е. Полторацкий. Памятник имеет высоту 8 м, длину 85 м и ширину 75 м. Монумент выполнен из бронзы, из-за чего неоднократно становился объектом мародерства.

Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ