Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Демократия на «отлично»

Этому учат в школе: как в Европе воспитывают ответственных граждан
30 июня, 2017 - 15:39

Политики и их избиратели, ученые, экономисты, педагоги, художники, правозащитники нередко нарекают на популизм. Однако популистов в разных сферах, а, значит, и тех, кого он привлекает, становится все больше. Это касается многих стран, и Украина не является исключением. Решить проблему может помочь образование. Объяснять взрослым, как на своем уровне приобщаться к управлению государством, а детей с малых лет учить критическому мышлению, — такие задачи, в частности, стоят перед педагогами.

В 2017 году исполняется 20 лет проекту Совета Европы в отношении образования для демократического гражданства и в сфере прав человека (аббревиатура ОДГ/ОПЧ). В 2010 году Комитет министров Совета Европы принял Хартию по образованию для демократического гражданства и по правам человека. За мудреным названием кроется перечень принципов для развития образования, которое бы помогло людям становиться ответственными гражданами. Такими, которые знают свои права и умеют их отстаивать, знают, как улучшить жизнь своего общества, наконец, умеют отличать правду от лжи в политических речах и не ведутся на фейки в медиа. Каждые пять лет страны-члены Совета Европы анализируют прогресс в воплощении положений Хартии — результаты публикуются в специальном отчете.

Второй такой отчет недавно обсудили в Страсбурге на конференции «Учиться жить вместе: общее расположение к демократии». На мероприятии более 300 специалистов искали пути введения ОДГ/ОПЧ в жизнь. Кстати, в Украине уже реализуют инициативы, которые касаются такого образования, а в контексте масштабной реформы отрасли тема получила особую актуальность.

«ОБРАЗОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГАРАНТОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ»

Новый отчет Совета Европы показал достаточно тревожные результаты. В целом 40 стран приняли участие в опросе о введении образования для демократического гражданства и прав человека. Исследование проводилось как среди чиновников (правда, предоставили ответы только половина государств), так и среди представителей гражданского общества.

Основными вызовами по введению ОДГ/ОПЧ чиновники называют недостаточные осведомленность, интерес и поддержку этого направления в образовательном сообществе. По мнению общественного сектора, главная проблема в том, что люди, которые принимают решение, уделяют теме мало внимания.

В целом 66% опрошенных  чиновников указывают на несоответствие между принципами ОДГ/ОПЧ и тем, как это образование внедряется. Для сравнения, в 2012 году так считало 20% чиновников. При этом практически в двух третях опрошенных стран нет критериев оценки эффективности программ  образования для демократического гражданства и прав человека.

Заместитель Генерального секретаря Совета Европы Габриела Баттани-Драгони в своей речи тоже упоминает об угрозах популизма. «В современном мире обучение правам человека должно быть непрерывным: начинаться со школьного возраста, продолжаться в университете и длиться на протяжении профессиональной карьеры, — отмечает Габриела Баттани-Драгони. — И мы должны делать это, особенно когда климат враждебный. В этом году в ежегодном докладе Генерального секретаря Совета Европы о состоянии демократии, прав человека и верховенства права рассматривалась проблема популизма и возникал вопрос, насколько сильны европейские средства контроля и противовесы ему. Утверждая эксклюзивное моральное право действовать от имени народа, популизм угрожает подрывом прав человека и защиты меньшинств, делегитимизацией международного контроля неограниченной государственной власти. И образование является гарантом сопротивления».

ГЛАВНОЕ — ДОСТОИНСТВО УЧЕНИКА

Гимназия Эйнштейна располагается в немецком местечке Кель, которое является спутником французского Страсбурга. Некоторые ученики заведения ездят на занятия из Франции — кто-то добирается сам, кого-то забирает школьный автобус. Гимназия принадлежит к сети заведений, здесь дают  знания точных наук и языков. Образование для демократического гражданства является практикой, включенной в разные предметы.

Так, на уроках политологии ученики обсуждают актуальные темы, причем обязательно представлены как минимум две точки зрения. То же самое — в отношении сложных исторических вопросов. Например,  на уроке английского школьники анализируют речи американских президентов или Мартина Лютера Кинга, которые касаются прав человека. Несколько лет назад в гимназии появился инклюзивный класс, где учатся дети с особыми потребностями. Дети занимаются в специально оборудованном кабинете и полностью включены в жизнь школы, потому что, в частности, приходят на занятия к другим ученикам. Конечно, есть и  самоуправление учеников. Члены совета учеников, в который входят по два представителя от каждого класса, ставят перед учителями и родителями важные для гимназистов вопросы. Заметьте,  речь идет о достаточно простых, но действенных вещах.

«Ученик и его достоинство — главное, — убежден Арне Блекманн, завуч по научно-воспитательной работе и заместитель директора гимназии Эйнштейна. — Наши руководящие принципы и учебный план базируются на понятиях прав человека, человеческого достоинства, уважения, толерантности».

Для коллектива гимназии важно, чтобы ученики решали споры мирно. Ученики 5 — 7 классов, самые молодые в заведении, раз в неделю занимаются  техниками решения конфликтов. «Например, дети изучают метод с карточками. Когда возникает конфликт, совет учеников говорит об этом учителю, и он приносит набор карточек разного цвета. Это как система оценки. Красную карточку показывают, когда ты говоришь что-то, что может оскорбить другого. Зеленая карточка — ты можешь использовать аргумент, чтобы решить проблему или же конфликт не слишком сильный. Во время конфликта дети не дерутся, а используют эти карточки, чтобы объяснить — меня оскорбило то или другое, я огорчил тебя, потому что... Ученики учатся тому, что проблемы можно разрешать благодаря аргументации. В идеале, когда конфликт разрешен, ученики подают друг другу руки», — объясняет Арне Блекманн.

«У меня не было серьезных конфликтов с учителями или другими учениками. В нашей гимназии есть социальный работник, используются специальные методы решения проблем. Это классно, потому что когда у тебя серьезная проблема,  и еще не можешь обсудить ее с родителями и друзьями, социальный работник — нейтральное лицо, которое поможет», — добавляет Николь Пройснер, ученица выпускного класса гимназии Эйнштейна. В гимназии она изучает профильно биологию, испанский и английский языки. После выпуска планирует провести год в Лондоне, а затем учиться в немецком университете.

ГИМНАЗИЯ ЭЙНШТЕЙНА ОФИЦИАЛЬНО ОБЪЯВИЛА СЕБЯ ШКОЛОЙ БЕЗ РАСИЗМА. КАЖДЫЙ, КТО СТАНОВИТСЯ УЧЕНИКОМ ЗАВЕДЕНИЯ, ПОДПИСЫВАЕТ ХАРТИЮ, КОТОРАЯ ОБЯЗЫВАЕТ БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМ И НЕ ОБИЖАТЬ НИКОГО ИЗ-ЗА ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

 

Николь не принимает непосредственного участия в школьном самоуправлении, но считает его важным. «У каждого ученика  свое понимание школьной жизни. И зависит от тебя — будешь принимать ты участие в самоуправлении или доверишь это другим. Я не являюсь членом  Совета учеников, но дружу с людьми, которые входят в его состав. Вместе мы обсуждаем события в школе, то, что нас раздражает и что нравится. Думаю, так мои идеи озвучиваются», — говорит девушка.

«УЧИТЕЛЯ УЧАТСЯ БОЛЬШЕ ДОВЕРЯТЬ УЧЕНИКАМ»

Своя «Демократическая школа» развивается и в Украине. Так называется проект Европейского Центра имени Вергеланда (Осло, Норвегия), который вводится в стране с 2014 года. Центр имеет мандат Совета Европы содействовать развитию образования для демократического гражданства, прав человека и межкультурного диалога в 47 странах-членах СЕ.

«Демократическая школа» является всеукраинской программой, которую разработали специально для Украины на основе опыта программ в Восточной Европе и на Балканах, — рассказывает Ирина Сабор, руководитель программы «Демократическая школа», старший советник Европейского Центра имени Вергеланда. — Программу разработали в 2014 году. Вообще Центр работает в Украине с 2012-го, были небольшие пилотные проекты, но в 2013—2014 годах мы приостановили работу, потому что наша специфика — работать с министерствами образования и правительствами в целом, а тогда было турбулентное время. Когда в украинское Министерство образования пришла новая власть, в 2014 году, мы почувствовали новое дыхание. Встретились с Павлом Полянским, ответственным в ведомстве за школы, впоследствии заручились поддержкой Лилии Гриневич (нынешний министр образования и науки. — Ред.). Вместе разработали идею развития гражданских компетентностей через демократизацию всего учебного процесса и организацию работы школы».

Запуск концепции Новой украинской школы дал начало новому этапу сотрудничества. «Мне кажется, сами учителя стали более подготовлены к восприятию идеи демократизации и формирования гражданских компетентностей как миссии школы», — комментирует Ирина Сабор.

Кристина Чушак, национальный координатор «Демократической школы», заверяет, что новые методики интересуют учителей. «Как будто все знают об интерактивных методах, стремятся быть хорошими демократическими учителями, но часто нет представления, какой учитель  демократический. Сейчас это меняется. Раньше в голове учителя нередко существовала мысль, что демократия и хаос — это взаимосвязанные вещи. И учителя боялись, что если давать ученикам больше свободы, это приведет к ухудшению дисциплины, успеваемости. Теперь таких опасений меньше. Учителя учатся больше доверять ученикам», — констатирует Кристина.

Кристина Чушак: Как будто все знают об интерактивных методах, стремятся быть хорошими демократическими учителями, но часто нет представления, какой учитель  демократический. Сейчас это меняется. Раньше в голове учителя нередко существовала мысль, что демократия и хаос — это взаимосвязанные вещи. И учителя боялись, что если давать ученикам больше свободы, это приведет к ухудшению дисциплины, успеваемости. Теперь таких опасений меньше. Учителя учатся больше доверять ученикам

В этом и следующем году в рамках программы пройдут тренинги в разных регионах Украины, итоги второго цикла программы подведут в 2018-м. На тренингах учителя из разных областей, общаясь между собой, находят практические пути «мягкой демократизации». «Во время установочного тренинга тренеры программы сигнализировали о начале сессии, включая музыку. Вывод, который сделали учителя, — может, звонки и в школе не нужны? Или не нужны в существующей «повелительной» форме, — приводит пример Кристина Чушак. — На тренингах приятно видеть такие мини-открытия, когда каждый понимает, что можно сделать маленькую практическую вещь, которая будет шагом к улучшению учебной среды. Эти практические вещи иногда открывают людям глаза на суть демократии в школе больше, чем три страницы теории о демократии».

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ. В ГИМНАЗИИ ЭЙНШТЕЙНА ЕСТЬ ДВА ОРКЕСТРА И ДВА ХОРА, ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И БОЛЬШИЕ

 

Разработчики «Демократической школы» помогают учителям понять, что такое компетентносная модель образования. «В нашей программе мы пытаемся сфокусироваться на гражданских компетентностях и показать, что это — не только знания, но и умения, ценности. Демократии нужно учить на практических вещах — и через практику», — утверждает Ирина Сабор.

Учить работе в команде можно на физкультуре и трудовом обучении, планированию бюджета — на математике, рассказывать о биоэтике — на биологии. «Мы завершаем разработку сборника материалов Совета Европы, адаптированных для 5 — 9 классов украинской школы «Гражданская ответственность». За основу берем обновленную программу, где сквозной линией проходит формирование гражданской ответственности, — рассказывает Ирина Сабор. — Вместе с нашей командой тренеров и учителей мы разработали этот сборник, чтобы показать, как можно формировать гражданскую компетентность на разных предметах, не нуждаясь в отдельном дополнительном уроке».

«ЕВРОПА ПЕРЕОСМЫСЛИВАЕТ ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Сегодня Центр имени Вергеланда в основном работает со странами Восточной и Южной Европы. Но, отмечает Ирина Сабор, важность гражданского образования приобретает новое звучание и в Западной Европе. «Появились новые вызовы, в частности проблема толерантности из-за прихода новых мигрантов в Европу, популизма. Европа словно переосмысливает понятие гражданского образования. Даже медиаграмотность, то, к чему привыкли украинцы, европейцы только открывают для себя. Например, что нужно проверять источники информации», — добавляет эксперт.

Участники конференции по введению ОДГ/ОПЧ отмечают необходимость включать это направление в национальную, региональную и местную политику и практику в отношении формального и неформального образования, в работу молодежных организаций. Также важно выработать стандарты оценки качества образования для развития демократии.

Между прочим, в интернете доступны материалы, которые объясняют принципы ОДГ/ОПЧ и то, как ее вводить. Например, пособия «Компас» и «Компасито». Учителя, представители общественных организаций и тому подобное должны обмениваться личным опытом — технологии дают для этого огромные возможности. Как и в случае с «Демократической школой», когда педагоги видят конкретные и простые подходы к введению ОДГ/ОПЧ, они лучше понимают, что, почему и как можно изменять.

Стандарты ОДГ/ОПЧ периодически нужно пересматривать, потому что люди сталкиваются с новыми вызовами. «В Соединенных Штатах гражданское образование раньше заключалось скорее в гражданском активизме и привлечении учеников к волонтерской деятельности, — отмечает Ирина Сабор. — Однако сейчас американские учителя начали говорить о важности формирования в школе эмпатии, солидарности, навыков критического мышления, создания условий для реального участия учеников и родителей в принятии решений в школе, формирования безопасной среды для обсуждения противоречивых вопросов. Так, во время последней избирательной кампании в США американский Southern Part Law Centre исследовал настроения школьников и их родителей. Результаты показали, что учителя предпочитают не говорить об избирательной кампании с детьми. Для них это было чем-то слишком сложным, потоком нетолерантности и языка вражды. В то же время дети на площадках строили стены и заводили за них детей мигрантов. Поэтому есть проблема, дети знают о ней, а учителя ее замалчивают, потому что не знают, как правильно реагировать».

Другая значительная деталь — сложные проблемы не всегда имеют однозначное решение. Христина Чушак отмечает: «Одна из самых больших сложностей — убедить учителей, что может быть больше, чем один правильный ответ. Но это вызов для всей Европы».

Конечно, тема образования для демократии широкая. Но если обобщить, ее основополагающий принцип — смелость называть вещи своими именами. То, чего патологически не умеют популисты.

Мария ПРОКОПЕНКО, «День», Киев — Страсбург — Киев. Фото с сайта гимназии Эйнштейна, egkehl.de
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ