Дистанционное образование — явление в Украине довольно новое и мало распространенное. Отчасти причина тому — сравнительно слабое развитие в нашей стране информационных технологий. Несмотря на заметный в последнее время прогресс в этой сфере, пользователями Интернета являются всего 4 миллиона украинцев. То есть 8,5% населения. В то же время именно Всемирная паутина и есть связующей нитью между студентом и преподавателем. Через нее, как правило, передаются задания, проводятся контрольные и даже сдаются зачеты.
О проблемах образования на расстоянии «Дню» рассказала кандидат технических наук, директор Украинского Центра дистанционного образования Инна МАЛЮКОВА.
— Какие образовательные проблемы призвано преодолеть дистанционное образование?
— Развитие дистанционного образования имеет несколько ключевых аспектов. Первый — ликвидация компьютерной безграмотности тех групп населения, которым дистанционное образование призвано помочь устроиться на работу, улучшить условия жизни. Второе — повышение качества образования при помощи информационных технологий.
Часто приходится слышать нарекания работников просвещения, что, мол, образование через интернет лишает преподавателя и ученика возможности индивидуального контакта. Общеизвестно, что качество вечернего и заочного образования является неудовлетворительным. Это массовые формы, являющиеся абсолютно безразличными к индивидуальному подходу к ученику и качеству получаемых знаний. Названные проблемы дублируются и в «очном» образовании, которому не удается сохранить свой главный козырь — непосредственный диалог «преподаватель — ученик». О каком «диалоге» может идти речь в украинских вузах, где преподаватели работают буквально с сотнями учеников.
Образование через интернет не посягает на высшую школу, наша цель — улучшить качество массового образования, индивидуализировав процесс обучения. Образование через сеть дает студенту возможность работать с хорошо структурируемым материалом, размещенным на сайтах, быстро обращаться к электронным документам, проверять свои знания через автоматизированные сервисы и, подчеркиваю, — персонально общаться с преподавателем в режимах он-лайн и оф-лайн. В последнем случае — через электронную почту, форумы, посылку выполненных работ и совместную (с преподавателем) проработку комментариев к ним. Режим он-лайн позволяет одновременно, в согласованный момент, в реальном времени проводить семинары, контроль знаний и тому подобное.
— Насколько пригодна отечественная технологическая база Украины для введения дистанционного образования?
— Техническое развитие значительно опережает изменение установившихся мировоззренческих представлений. На данный момент доступность и качество интернета в Украине позволяют развиваться дистанционному образованию. Проблема заключается в другом: в психологической неготовности общества учиться таким «неестественным» способом. Разрешение этой проблемы — это условие распространения дистанционного образования.
Главным элементом дистанционного образования является преподаватель, который соответствующим образом готовит свои материалы для конвертирования в специализированное программное обеспечение дистанционного образования. В своем большинстве преподаватели не готовы охватить новые технологии обучения и нуждаются в подготовке для работы с информационными технологиями, ведения занятий в режиме текстового, аудио-, видео- сервисов.
В этой ситуации Украинский центр дистанционного образования занимается вполне конкретной работой по подготовке специалистов в области дистанционного образования, ее популяризации и систематизации. В прошлом году одобрена государственная программа развития дистанционного образования в Украине. Практически в каждом университете создается центр-лаборатория по дистанционному образованию, ведется работа над созданием учебных курсов и подготовкой соответствующих кадров.
— Для кого дистанционное образование является наиболее удобной формой обучения?
— Конечно, для людей, которые работают и не могут тратить время на поездки, длительные сессии, посещения в вечернее время. Кроме того, она может быть очень удобной для жителей регионов, отдаленных от университетских центров — они имеют шанс получить высшее образование высокого образца, не тратя деньги на жилье.
— Насколько доступным по цене является дистанционное образование?
Это зависит от института. Скажем, в Украинском центре дистанционного образования стоимость заочной формы обучения плюс расходы на интернет составляют несколько сотен гривен в месяц. Норма государственного положения о дистанционном образовании предусматривает создание учебных заведений, которые будут практиковаться исключительно на дистанционном образовании. Это сможет значительно его удешевить. Но введение этой нормы в действие требует принятия ряда нормативных документов по лицензированию, аккредитации и др.
— Как собственно осуществляется дистанционное образование?
— Основная масса людей узнает о курсах через интернет, находит через поисковые системы вузы, которые предоставляют возможности образования дистанционно. Вступая, студент подписывает с учебным заведением договор об обучении, знакомится с правилами, выплачивает стоимость курса и получает логин и пароль доступа к соответствующему семестровому курсу или курсам. Начинается студенческая жизнь... Каждые три дня преподаватель отвечает на все вопросы группы студентов, интерактивные он-лайн занятия по каждому предмету должны проводиться не менее трех раз. В соответствии с количеством предметов студент общается с широким кругом преподавателей. Интерактивное общение с преподавателем, он- лайн дискуссии, семинары, тестирование происходят в реальном времени. А статический материал лекций и тестовые задания для самопроверки студент получает через интернет и на компакт-диске.
Если целью является получение диплома государственного образца, очная сдача сессии является обязательной. Если же речь идет о получении корпоративного сертификата — «очная» сдача не нужна. Контрольные, подготовка дипломной работы и др. проходят также дистанционно. Сдача государственного экзамена, защита дипломной работы, конечно же, происходят в физическом пространстве.
— Какое количество учеников может быть охвачено дистанционным образованием?
— Это зависит от огласки, рекламы, ознакомления населения с дистанционным образованием. Такую информацию должны распространять государственные заведения, Минобразование через соответствующие СМИ и сами вузы-производители дистанционных образовательных курсов.
Это не будет лавинообразным процессом, в конечном счете мы не ставим цели загнать всех в университет. Наш приоритет — дать возможность более широкого выбора и удобного обучения. Дистанционное образование непременно охватит огромную группу людей с особыми потребностями — незрячих, глухих, людей с ограниченными возможностями движения; в дальнейшем они смогут через интернет работать. Сегодня инвалиды практически лишены образовательных возможностей, между тем дистанционное образование сделает их высоко конкурентными на рынке труда.
— Простимулирует ли дистанционное образование изменение государственного подхода к университетскому образованию?
— В условиях рынка образовательных услуг успешно будут работать те вузы, которые будут оказывать качественные услуги на удовлетворение запроса пользователей. Речь не идет о коммерциализации образования, его львиная доля должна непременно финансироваться государством, которое осуществляло бы функцию предоставления механизмов отслеживания качества образования для рынка. Считаю, что переход от популярного представления о «государственном» образовании к рынку образования положительно повлияет на качество высшего образования. В новых условиях не смогут далее существовать вузы, чей приоритет — работа в коридорах власти, а не повышение конкурентной способности образования.
Дистанционное образование — это путь к сохранению престижности высшего образования в Украине. Если мы не пойдем путем введения новейших технологий, то уже в ближайшей перспективе потеряем рынок образования. Это будет значить также и потерю динамики в идеологическом и экономическом развитии.