Благодаря отдыхающим в бюджет Автономной республики Крым поступило уже на 200 тысяч гривен больше, чем в такой же период прошлого года (из официального сообщения правительства АРК).
Деньги — аргумент, конечно, убедительный. Но одно дело — если львиную долю поступлений курорту оставила кучка богачей, другое — если смогли оздоровиться тысячи людей. В данном случае ответ тоже утешительный: в июле Крым принял на 10 процентов курортников больше, чем в прошлом году.
И все-таки как, при нашей нищенской зарплате, люди умудряются отдыхать в санаториях? Как выживают здравницы? С такими вопросами корреспондент «Дня» обратилась к председателю Ялтинского совета по курортам Валерию МОНЧЕНКО .
— Естественно, что при средней зарплате 180 гривен, купить путевку за 1300 просто немыслимо. Потому наиболее нуждающимся и социально не защищенным помогают профсоюзы, чернобыльский фонд и другие, — говорит Валерий Михайлович. — Работу мы ведем по таким трем основным направлениям: в среднем 13 процентов путевок( летом —20) — это профсоюзный заказ Украины. Еще 20 процентов путевок забирает фонд социального страхования Москвы, с которым мы очень тесно сотрудничаем. Часть отдаем дольщикам-застройщикам (тем предприятиям, кто вкладывал средства в создание здравниц). Правда, в последние годы это направление несколько ослабло. Примерно 30 процентов путевок продается через посредников — различные туристические фирмы. И 10 процентов — на месте в самих санаториях.
— Какова стоимость путевок — от и до...?
— Для детей из чернобыльской зоны минимальная плата за путевку на 21 день составляет 550-600 гривен. Эта категория льготников освобождена от НДС, потому у них один день пребывания в санатории стоит 26 гривен. Профсоюзы и дольщики-застройщики за путевку на 24 дня платят 1300 гривен. У них стоимость одного дня — 54 гривни. Туристическим фирмам мы продаем путевки по 70 гривен за день. Это так называемая договорная цена. Розница, естественно, еще дороже. То есть, тот, кто, как говорится, «пришел с улицы» и хочет купить путевку прямо в кассе санатория, заплатит за нее еще на 10 процентов больше.
— Неудивительно, что уже несколько лет слышу: лучше поехать в Болгарию, чем в Крым. Что вы на это скажете, Валерий Михайлович?
— Все познается в сравнении. Да, три года назад выгоднее было отдохнуть на каком-нибудь восточноевропейском курорте, чем в нашем санатории. Сегодня — дешевле отдохнуть в Крыму. Однако все это, учтите, — в долларовом эквиваленте. Доллар — такая «хитрая» величина, которая объективно не отражает всей экономической ситуации. У нас. Потому что, как в любой сырьевой стране, у нас, прежде всего, — самая дешевая рабочая сила. И нищенская зарплата. Если брать в долларовом эквиваленте, то цены на путевки в крымские санатории за последние три года упали примерно в два раза. Так, в 98-м году один день пребывания в одноместном номере со всеми удобствами (ванная, туалет) средней здравницы стоил 27 долларов США. В 99-м — 17. Сегодня — 14 долларов.
— Почему же наши граждане, которые хотели бы подлечиться в санатории, не ощущают этого удешевления, не могут позволить себе купить путевку?
— Ясное дело почему: в 98-м году доллар стоил две гривни, сегодня — уже 5,4 гривни. Вот, вам, и эквивалент. Плата за энергоносители, прочие платежи растут, а рабочая сила по- прежнему остается дешевой. Зарплата и вместе с ней материальные возможности человека — крайне низкие. Я имею в виду не только Украину, а большинство постсоветских республик.
— К слову, по-моему, гостей из ближнего зарубежья, кроме России, в Ялте вообще не видно?
— Это наша самая большая проблема. Прежде Крым всегда был востребован такими республиками, как Узбекистан, Беларусь, Молдавия. Охотно приезжали прибалты. С осени по декабрь Крым был заполнен узбеками. Наш климат для них, в прямом смысле, — спасение. Дело в том, что дефолианты, которыми опрыскивается хлопок, очень вреден для верхних дыхательных путей. Потому после сбора урожая чуть ли ни весь Узбекистан ехал к нам оздоровиться. Неудивительно, что даже одноименный санаторий воздвигнут на Южном берегу. А сегодня не то что из такой дали, даже московской семье из трех человек выехать в Крым накладно. Плата за проезд равна стоимости еще одной санаторной путевки. Очень большое количество отдыхающих «отбили» у нас высокие цены на авиа и железнодорожный транспорт, всяческие таможенные и пограничные нововведения. А связь с Беларусью, во многом, подорвали их «зайчики» — денежный обмен получается чрезвычайно сложным. С другой стороны, наш курорт терпит и «естественный» урон: сегодня идет мощная борьба за рынок. Правда, нередко реклама, завлекающая жителей СНГ на Черноморское побережье Кавказа, проводится не всегда цивилизованными, по отношению к Крыму, методами.
— Какие крымские санатории наиболее популярны?
— В первую очередь, — имеющие хорошие сервисные условия. Те, где есть весь набор медицинских услуг, плавательный бассейн, собственный пляж. В общем, здравницы, которые годами «складывали свое имя» и на рынке их хорошо знают. Это — санатории «Мисхор», «Ливадия», «Ай-Петри», «Украина». Они, кстати, работают круглогодично. А большинство, в связи с экономическими трудностями, перешли на сезонную работу — с мая по октябрь. Хотя климатические условия и медицинское оснащение крымских здравниц позволяет им оздоравливать больных круглогодично.