Основной приоритет Года национального усыновления, продолжающегося сейчас в Украине, — найти детям-сиротам новые семьи, а детдома заменить на новые формы семейного воспитания, в частности, дома семейного типа. Но для таких изменений одного года слишком мало. Поэтому многим воспитанникам сиротских приютов не остается ничего другого, как смириться со своей судьбой и ждать счастливого случая.
Именно это делают и в Балабанской школе-интернате для детей с недостатками умственного развития (Черкасская область). Но сложность в том, что вместе с детьми сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, в заведении воспитываются умственно-отсталые. Найдутся ли родители и для них — дирекция заведения не дает гарантии, ведь их воспитанники требуют особого воспитания и особого отношения. А после окончания школы перед детьми с диагнозом «умственная отсталость» встает еще одна проблема — где найти работу? Чтобы помочь им устроиться в жизни, в школе увеличили количество уроков трудового обучения: с 4 до 26 часов в неделю.
НАЙТИ РАБОТУ МЕШАЕТ ДИАГНОЗ
Самая главная проблема в Балабанской школе для детей с умственной отсталостью — трудоустроиться после окончания школы.
«К сожалению, умственно отсталый ребенок много достичь не сможет, но благодаря нашей школе, дети получают трудовые навыки, приспосабливаются к жизни так, как это им позволяют их физические и психологические данные, — отмечает заместитель директора школы Надежда Сопик. — В интернате их учат даже говорить, ведь многие дети к нам приходят с очень низким уровнем общения и бедным словарным запасом. Эти дети сразу заметны, особенно в раннем возрасте и... по глазам».
В течение трех лет после окончания школы-интерната о судьбе воспитанников пекутся их педагоги: собирают что-то вроде катамнезов — историй детей после школы. «И вообще дальнейшая судьба детей — это очень болезненный вопрос, потому что именно мы должны их трудоустроить или найти место обучения, а это не просто сложно, но и ответственно», — продолжила госпожа Сопик.
Чтобы помочь воспитанникам найти работу хотя бы у себя дома, то есть в селе, самая большая нагрузка в плане образования делается на предмет трудового обучения. По учебному плану, десятиклассники изучают этот курс 26 часов в неделю (в обычных школах всего 2—4 часа). На уроках детей учат шить, столярничать, убирать за собой и тому подобное. «У нас есть свои парники, теплицы, сейчас завезли коней, коров, свиней. То есть есть все условия для того, чтобы получить навыки работы в сельскохозяйственной сфере, — рассказал директор по воспитательной работе Григорий Кобылянский. — А еще дети любят проводить время с животными, видеть их не на картинках, а вживую. Это тоже своеобразная адаптация к жизни...»
Воспитанники школы очень стеснительные. Так, во время разговора с руководителями заведения в комнату вошли два мальчика: Дима и Миша. Пугливо заглянули в кабинет и неохотно зашли. Они рассказали, что любят читать книжки, особенно Библию, играть в футбол, а также проводить время на природе. «Лично мне здесь нравится, — сказал Миша, — к нам здесь хорошо относятся. А еще мне нравится общаться с детьми...»
В ИНТЕРНАТ — НА УЧЕБУ, НА КАНИКУЛЫ — ДОМОЙ
Балабанская школа-интернат находится в бывшем помещении райкома, а основана еще в 1962 году. Поэтому дом давно требует капитального ремонта. Кстати, сейчас здесь именно этим и занимаются: перекрывают крышу, делают косметический ремонт в комнатах. Ведь 1 сентября в школу-интернат вернутся воспитанники — на учебу. Как объяснил Григорий Кобылянский, часть детей находится в школе только в течение учебного года, а летом их забирают на каникулы родственники. Поэтому с 1 сентября необычная школа снова оживет: наполнится детским смехом, шалостями и школьным обучением.
Заходим в старое постсоветское помещение — рабочий кабинет директора по воспитательной работе Григория Кобылянского. Около стола —флаг Украины. На стенах — портрет нашего Кобзаря. Но больше всего привлекает внимание вышивка, вставленная в рамку.
«Это имена наших выпускников, которые воспитанницы нашей школы вышили на ткани на память», — объясняет заместитель директора Надежда Сопик. — В нашей школе учатся дети с диагнозом «умственная отсталость» или «олигофрения», поэтому уроки трудового обучения открывают перед ними двери в мир взрослых. Кстати, специалистов для таких заведений, как наша школа, готовят на специальном факультете в Киевском педагогическом университете им. Драгоманова. У кого-то возникает вопрос, не лучше ли воспитывать таких детей в семье, а не у нас? Но бесспорно, заниматься такими детьми должны специалисты. В интернате им комфортнее, и главное — их никто не унижает».
Балабанская школа финансируется из областного бюджета, однако руководство не жалуется. «Финансируется школа достаточно неплохо, особенно в последние годы. Полученных денег как раз хватает на питание детей и их содержание, — рассказывает Надежда Сопик. — Радует, что власти не обделяют вниманием это важное заведение. На 2008 год на нашу школу из бюджета выделено 5 миллионов гривен. На каждого ребенка приходится где-то 24 гривны в день».
А недавно у школы появился меценат — компания Philips, которая в рамках программы «Устойчивое развитие» установила в школе специальные энергосберегающие электролампы. Они действуют намного дольше, чем обычные (восемь лет), а также не вредят зрению. Можно считать, что этой школе повезло и она получила возможность иметь «светлые впечатления» от 1 сентября.
А напоследок «Дню» предложили приехать в школу в середине учебного года, чтобы убедиться, действительно ли помогает умственно-отсталым детям трудотерапия.