Реформа системы помощи детям, которые оказались в конфликте или контакте с законом (свидетели, жертвы преступления), нуждается в продолжении. Специалисты говорят, что в украинском правосудии должно быть понимание отличия подхода в процедуре относительно взрослого и ребенка. Действующий процессуальный кодекс предусматривает подготовку специальных судей и следователей, которые будут работать с детьми.
«Сегодня в Украине реформируется система судопроизводства, полиция. Каким образом в этих преобразованиях придерживаются права и интересов детей в сфере правосудия? Мы два года работаем над законопроектом правосудия, дружественного к ребенку. Стратегию его становления разработал координационный совет при Министерстве юстиции, — рассказала президент ОО «Всеукраинский фонд «Защита прав детей» Евгения ПАВЛОВА. — Должна быть другая система — отдельная от правосудия для взрослых, отдельный закон относительно детей. Отошли даже от слова «несовершеннолетний». Но в других странах говорят, что система должна быть не ребенкоцентрированной, а семейноцентрированной. Потому что проблема, с которой столкнулся ребенок, — это проблема всей семьи, возможно, и других детей, которые растут там».
Также эксперты по сфере детского правосудия разработали для политиков документ, который объясняет, чем система ювенальной юстиции отличается от взрослой системы. Общественность предложила несколько рекомендаций, которые касаются превентивной деятельности, работы органов досудебного расследования и судей.
Главное, говорят они, что вышли на понимание того, что изменять систему ювенального правосудия нужно еще с самого начала — с обучения специалистов. Поэтому в ноябре 2019-го в Украине Академия МВД Украины и Академия судей Украины совместно со Школой судей Нидерландов и Полицейской академией Нидерландов начнут внедрение интерактивного тренинга для подготовки преподавателей Национальной академии внутренних дел Украины, которые будут учить правильно тех, кто будет принимать решение относительно детей. Будут охвачены представители всех регионов Украине.
В целом в мире 80% детей, которые находятся в конфликте с законом, имеют или функциональные расстройства или особенные образовательные потребности. Чтобы понять их и донести до них необходимую информацию, повлиять на них, нужна значительная подготовка специалистов.
Эксперты отмечают: украинские процедуры не являются дружественными к ребенку, потому что есть много субъективизма следственного — немало вещей он делает или не делает на собственное усмотрение. «У нас достаточно хорошо выписано законодательство, но очень часто оно не имеет четкого толкования полного аспекта или спектра применения той или другой нормы. Например, во время допроса любого лица ему должны доказать требования статьи 63 Конституции Украине о том, что лицо имеет право не свидетельствовать против себя. Написано, что человеку должна быть доведена эта норма. А в какой способ это должны делать следователи — не говорят. Еще больше вопросов, когда это лицо — до 18 лет. Должен ли следователь спрашивать ребенка «понял ты меня или нет»? Эти моменты очень существенны, потому что адвокаты нам говорили, что подзащитные часто не совсем понимали процедуры, которые происходят с ними, или говорили о применении к их подзащитным давления», — отметил правозащитник Алексей ЛАЗАРЕНКО.
По его словам, нужно сделать эти и другие процедуры понятными — согласно международным стандартам. Для этого необходимо создать общее виденье эффективной системы ювенальной юстиции между разными участниками и принять закон о ювенальной юстиции.