Обучение продолжается до 15.40. За это время у юношей — несколько уроков и две большие перемены, во время которых происходит еще одна разминка. Система обучения кабинетная, лицеисты сидят за партами по одному, а с собой носят только тетради и канцтовары: все учебники раздает на уроке учитель. Как того требует современная система образования, у старшекурсников есть выбор между взводами математического или гуманитарного направления, но для всех в лицее обязательны не два часа физкультуры, как в обычных школах, а целых шесть. Мужчина должен поддерживать достойную физическую форму!
Обычными уроками обучение не ограничивается. В течение двух часов между окончанием уроков и обедом богуновцы посещают дополнительные занятия, факультативы, кружки или спортивно-массовые мероприятия. Талантливые дети в это время играют на музыкальных инструментах или занимаются разными видами спорта. После обеда у будущих офицеров всего полчаса свободного времени для отдыха, а потом — снова за парты в «Комнате взвода», выполнять домашние задания под наблюдением офицера. Доучились? Ужин, вечерняя проверка, отбой в десять — и до семи утра.
Чтобы парни не очень грустили в мужском коллективе, время от времени в лицее устраивают дискотеки, куда приглашают девочек из школ Печерского района Киева. Гости приходят к юношам и на праздники, и на художественные вечера. Впрочем, нравится это не всем лицеистам: они, как настоящие джентльмены, или, проще говоря, казаки, не могут оскорбить даму, но отмечают, что современные девушки не соответствуют казацким требованиям: как минимум потому, что тайком курят в туалетах, да и правил хорошего тона часто не придерживаются.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСЦИПЛИНЫ
Казалось бы, чем не армия — как туда может хотеть семиклассник, который только вчера гонял чужой портфель по школьным коридорам? Но по широким коридорам Богуновского лицея ходят, шагают, бегают и прыгают веселые и жизнерадостные дети — как будто это так и нужно, что все в форме, что в класс заходят строем.
По дороге к «Чайной», где дети могут съесть мороженое или выпить сока между уроками, методист Тамара Котеля время от времени подбирает бумажки и поправляет шторы на окнах. «Сейчас у нас дежурит взвод с младшего курса, и они еще не совсем привыкли, что везде должно быть чисто, — уверена Тамара Мефодиевна. — Вот увидите, через неделю-другую уже везде будет чисто». Нам, гражданским, можно разве что догадываться — куда уж чище: в коридорах только что начищенный паркет, а на вымытых до блеска ступеньках запросто можно упасть. Только успевай удивляться — как они здесь бегают? Чистота помещений и территории — тоже на совесть учеников, и с этой обязанностью они справляются так же хорошо, как и с учебой.
И на уроках, и во время перерывов в училище тихо — дисциплина. За нарушение правил поведения, устава или даже за отставание в учебе лицеиста могут лишить увольнения в выходные, или даже оставить в лицее на каникулы — настоящий мужчина должен быть образованным. Армейская система юношам нравится — даже тем, у кого в семье не было военных. Например, братья из Почаева — Юрий и Сергей Гички — закончили музыкальную школу по классу фортепиано, но все равно правилами лицея довольны: им нравится эта строгость. Сергей учится всего три недели, но уже назначен командиром взвода и обращает внимание на то, что преподаватели здесь более требовательные, и знания от этого — лучше, а, значит, легче будет поступать в высшее учебное заведение.
Еще один младшекурсник, Юрий Цехмистр из Киевщины, уверен, что в детстве все молодые люди хоть иногда мечтают быть военными! «Мне о лицее рассказали родители, и, честно говоря, я не жалею — мне эта дисциплина нравится», — говорит Юра. Роман Давискиба приехал поступать в лицей из Винницкой области — в первую очередь, чтобы получить хорошие знания в определенной области.
Мальчики, которые только три недели здесь учатся, в один голос отмечают: сначала трудно, «ведь 15 лет до этого мы жили как захочется». «По-настоящему понять, какие преимущества дает обучение богуновцам, можно только после года обучения», — уверен выпускник Александр Мигдаль из Донецка. Этот лицеист — отличник, и гордится тем, что в его семье почти все мужчины — военные. Ну не мог он пойти по другому пути! «К режиму быстро привыкаешь, — говорит Саша. — Сейчас мне уже очевидны преимущества такого воспитания: чем больше ты дисциплинирован, тем меньше времени тратишь на решение каких-то проблем, если нашел выход из ситуации — действуешь четко и быстро, и почти никогда не ошибаешься». По словам учеников выпускных классов, в смешанных школах юноши могут вести себя более свободно, и должны себя так вести. А здесь они учатся многим вещам, которым в обычной школе не научишься — например, как грамотно руководить людьми.
«ЭТИ ДЕТИ ВОРОВАТЬ НЕ БУДУТ»
Парни-богуновцы — веселые и жизнерадостные, способные и сильные, любознательные и искренние. Работать с ними не так уж трудно: по большей части дети знают, зачем сюда пришли, и пытаются не отставать ни в чем. Как и в обычной школе, каждый урок здесь начинается не после звонка, а задолго до него — может, накануне вечером, может, за несколько уроков. Учителя внимательно наблюдают, как дети реагируют на учебный материал, следят, чтобы в образовании было как можно меньше белых пятен.
Нина Артамоновна Демченко, учительница математики, работает в лицее более 40 лет, и своими учениками довольна. Уверена, что дети, воспитанные в таких условиях, не способны на недостойные поступки. «Знаете, я бы хотела, чтобы к власти в государстве когда-нибудь пришли наши воспитанники, — говорит Нина Артамоновна. — Это честные и воспитанные дети. Они не будут воровать, обманывать, мошенничать. Они действительно ценят честь и достоинство своего лицея и в будущем — своего мундира. Дети у нас здесь вырастают не просто воспитанные, а и умные». Работать с мальчиками, по словам учительницы, даже проще: они, может, немного хулиганистее, «зато у них нет той хитринки, как у девочек».
Корреспонденты «Дня» не увидели в лицее ни грустных, ни злых детей. В глазах много надежды и радости, может — немножко усталости. Нельзя не согласиться с похвальными оценками учителей: эти дети очень строго отмежеваны от преступности, от наркомании, от улицы как явления, и за два или четыре года учатся ценить добро в обществе. Они учатся дружить, выручать товарища, держать себя в руках. И для мальчиков такого возраста это, наверное, самый лучший выбор.