Не так давно мы отпраздновали 8 Марта — традиционно, в соответствии с устоявшимися советскими канонами. Для большинства украинских женщин этот день сегодня, как и когда-то, имеет только один смысл — подарки и повышенное, хотя не всегда искреннее или серьезное, внимание со стороны мужчин. Международные СМИ свидетельствуют, что о Женском дне не забывают также и на Западе. Там, впрочем, «праздник» имеет совсем иную окраску, весьма далекую от официозно-апофеозно-шутливого воспевания женщины, принятого у нас.
Во многих странах День 8 марта стал еще одним поводом для женщин заявить о своих правах, требовать действительного, а не декларируемого равенства полов в обществе. Многочисленные митинги и демонстрации состоялись, например, в такой не только демократической, но и богатой стране, как Швейцария. Это не должно нас удивлять, ведь то равенство женщин и мужчин, которое провозглашается конституциями большинства стран мира, до сих пор не существует даже в демократиях Запада, не говоря уже о мусульманских или постколониальных укладах. Наличие равенства полов признано, с определенной натяжкой, только в пяти странах мира.
Одним из самых ярких и универсальных доказательств существования дискриминации является то, что во всех странах Европы женщины получают на тех же должностях, имея ту же квалификацию, на 25-30% меньшее вознаграждение за свою работу, чем мужчины. В Украине женщины получают в среднем всего 70% сумм, выплачиваемых мужчинам. При этом, что особенно интересно, доля женщин с высшим и средним специальным образованием в большинстве стран заметно выше, чем среди мужчин. Несмотря на это, первыми жертвами при сокращении штатов являются женщины, как это очень хорошо известно сегодня украинкам. Возник даже такой социальный термин — «феминизация бедности» — во времена кризисов или переходных экономик первыми оказываются в сложной экономической ситуации женщины, как произошло сейчас в нашей стране. Этому есть свое объяснение, ведь женщинам, в частности, ограничен доступ к экономическим ресурсам — земле, кредитам, к профессиональной переподготовке или переквалификации, к органам, где принимаются решения, к институтам международного сотрудничества, различным фондам и так далее.
Экономическая дискриминация женщины связана, безусловно, с дискриминацией политической. Представительство полов в органах управления всех уровней совсем не отвечает демократической идее пропорционального представительства. Так, в Украине женщины составляют 54% всего населения, а в Верховную Раду Украины избраны только 8% депутатов-женщин; еще более мизерна доля женщин-министров в Кабмине. (Для сравнения: в Швеции 60% министерских кресел сегодня занимают женщины.) Так происходит не только в государственном управлении. Скажем, в системе образования и здравоохранения подавляющее число работающих — женщины (в школах — это более 95%), а большинство директоров школ или главных врачей — мужчины.
Поэтому международное движение за эгалитаризм женщины концентрирует свои усилия на двух радикальных проблемах, а именно — одинаковая заработная плата за одинаковую работу мужчине и женщине, а также увеличение представительства женщин в органах управления всех уровней и сфер — политических, общественных, научных, образовательных, экономических.
В советские времена проблема равенства женщины, конечно же, «не существовала». Не было феминистских движений, борьбы за права женщины. (Известно, что тогда признавалась только одна борьба — классовая.) Советская идеология, пропаганда воспитали в нас определенное презрение, пренебрежение по отношению к международному женскому движению, к феминистским политическим организациям. Большинство оценивало весьма иронично эти «голубые чулки» (да еще и спущенные), этих «старых дев», неудачниц, которые занимаются женскими правами исключительно по той причине, что не имеют собственной семьи.
Проблема, впрочем, существовала, а, значит, существовала и существует развитая система международных, очень компетентных организаций (туда входят не только женщины), которые ею занимаются. Так, в 1995 году в Пекине состоялась IV Всемирная конференция по проблемам положения женщин, утвердившая Пекинскую декларацию и Платформу действий, главной основой которых стали слова: «Права женщин являются правами человека». Мы мало знакомы с содержанием этих движений. Может быть поэтому в процессе разработки законов Верховная Рада Украины не всегда учитывает положения соответствующих международных документов, в частности «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».
Накануне 8 марта в Киеве (Пуща-Водица) работал международный семинар «Женщина в обществе — путь к гендерному равенству» (термин «гендерный» определяет общественные отношения между женщинами и мужчинами), организованный при поддержке представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине и Института открытого общества (Киев). На протяжении трех дней женщины из разных регионов Украины — общественные деятели, политики, экономисты, коммерсанты, ученые, журналисты и издатели обсуждали положение украинской женщины и пути его улучшения. Собственно, тут особенно нечего и выдумывать — столько уже принято международных общих и специальных документов по этому поводу. И не только международных. В 1997 году Кабинет Министров Украины утвердил «Национальный план действий на 1997- 2000 годы по улучшению положения женщин и повышения их роли в обществе», а на утверждение Верховной Рады внесен проект «Национальная стратегия улучшения положения женщин в Украине». Не нужно объяснять, что изложенные там благие намерения так и остались только на бумаге.
Весьма конструктивным было выступление одного из организаторов и спонсоров семинара, председателя представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине Манфреда Ломана, который сделал акцент на том, что «развитие демократии в Украине требует устранения всех видов дискриминации, включая дискриминацию женщины». Господин Ломан предложил активистам женского движения в Украине установить программные значения тех женских квот в различных политических и социальных институтах страны, к которым желательно и возможно стремиться. Кроме политических и экономических, господин Ломан вспомнил еще один весомый фактор женской дискриминации — многочисленные клише жизненной роли женщины, существующие в общественном мнении (типа немецких «Дети, кухня и церковь»). Подобные клише формируются — семьей, школой, литературой — в сознании людей с детства. Например, в детских книжках, начиная с букваря, подается традиционное распределение ролей между мальчиками и девчонками, типично девчачьи и мальчишечьи занятия, типичные женские профессии, традиционная, очень отличная одежда детей различного пола и тому подобное. Отсюда вывод — устранение дискриминации женщины упирается, в частности, в образование, в необходимость его перестройки.
Было очень поучительно и интересно общаться с участницами семинара — умными, красноречивыми, переполненными идеями женщинами — нашими соотечественницами, а также иностранками. Госпожа Оксана Куц, координатор программы ООН «Гендер в развитии», рассказала о системе социальных исследований, целью которых является «гендерный» анализ различных сфер политической и социальной деятельности женщины, аналитические оценки ее действительных прав и возможностей, а также поддержка женских инициатив. Разработана, например, программа информационной помощи женщинам-фермерам. Фрау Ани Нитше, представитель одной из программ ООН в Украине, привела многочисленные примеры дискриминации женщины в Германии. В чем женщины вырвались далеко вперед, сказала госпожа Ани, так это в выполнении домашних дел: каждая немецкая женщина среднего возраста ежедневно занимается этими делами — согласно статистике — 319 минут, а ее муж — 140. Меньшая заработная плата женщины в Германии объясняется, в частности, более коротким, чем у мужчин, стажем работы — за счет времени рождения и воспитания детей. Срок этот весьма растянут, ведь, в отличие от наших обычаев, в Германии не существует «института бабушек» — разные поколения семьи там всегда живут отдельно. Очень мало там государственных детских садов; фрау Ани считает, что так делается специально, чтобы заставить женщину оставить роботу и уменьшить, таким образом, остроту проблемы безработицы. Матери, которая сидит дома с детьми, государство выплачивает где- то около 7 тыс. немецких марок в год, что в 6—7 раз меньше необходимой для содержания ребенка суммы денег. Не нужно напоминать, что при самых плохих условиях экономическую ситуацию немецкой женщины лучше не сравнивать с тем, как живет женщина украинская.
Депутат ВР госпожа Ярослава Стецько вспомнила времена, когда женщины наравне с мужчинами боролись за независимость Украины: «Во время противостояния, когда речь шла об опасности для жизни, мужчина и женщина имели действительно равные права». Сегодня же «украинской женщине нужно доказывать свое право заниматься политикой, являющейся формой служения народу в мирное время».
Интересную теорию будущих гендерных отношений изложила известная писательница, ученый-философ Оксана Забужко. Она считает эту проблему общецивилизационной, а не только посткоммунистической. Что касается Украины, то тут, по мнению госпожи Забужко, на протяжении последнего десятилетия произошла тихая, незаметная «революция», которая вывела женщину на первый план общества. Ведь в процессе краха старой системы, старых ценностей наши женщины потеряли значительно меньше, чем мужчины — большинство женщин не состояло в рядах компартии, не занимало престижные руководящие должности и поэтому достаточно гибко вписалось в новые условия. Тем временем мужчины продолжают причитать, оплакивая «потерянный рай», вместо того, чтобы принять новые реалии. Относительно общей, международной ситуации, то тут перспективы мужчины, как говорит госпожа Забужко, еще более мрачные. Сейчас активно отмирают чисто мужские профессии, а женские, по прогнозам, выходят на передний план (это, главным образом, сфера обслуживания, образование, медицина, программирование.) И в ближайшие десятилетия структура безработных полярно изменится — эту армию составят преимущественно мужчины. В этом значительно больше драматизма, чем в безработице женщин, ведь женщины всегда имели и имеют две работы — на службе и дома. Домашнюю же работу, как известно, невозможно переделать. Тогда как безработный мужчина — то действительно и страшно безработный — без занятий, социального престижа, непривлекательный для женщин. Такая ситуация может «перевернуть сами основы общества и не к лучшему».
Выступление украинской журналистки Натальи Кондратюк прозвучало на семинаре определенным диссонансом — она категорически отвергла наличие дискриминации женщин в СМИ, в частности, на телевидении. Авторские программы, должности главных редакторов и руководителей каналов одинаково открыты для мужчин и женщин — это всегда вопрос таланта и энергии, а не пола. Разве что телерепортером женщине тяжело работать — из-за веса оборудования.
Общую парадигму, вокруг которой объединились все участницы и участники семинара, можно сформулировать кратко — бороться за больший доступ женщин к тем структурным уровням, где принимаются решения, в частности, в политике. Что должно пойти на пользу обществу в целом.
Позволю себе заметить, что возрастание роли женщины в управлении обществом может оказаться фактором немалого риска — по причине полного отсутствия прецедентов. Ведь, если не учитывать легендарный период матриархата, полностью поглощенный временем, обществом всегда руководили мужчины. Не составляют исключение также те немногочисленные выдающиеся женщины, которые не только носили на голове алмазные короны, но и действительно правили странами. С одной стороны, они имели совсем не женский, а железный, даже для мужчины, характер, а, во- вторых, действовали в иерархической структуре, которую с верху до низу составляли мужчины. Ярким примером может служить выдающаяся императрица Екатерина II — по всем признакам это было чисто мужское правление (о чем свидетельствует также бесконечная череда любовников). Это же относится, скажем, к английской королеве Елизавете (без любовников). Тут или «железная леди», или «никто» на троне.
Так что человечеством до сих пор правили мужчины. Не стоит доказывать, что роль гегемонов получалась у них не совсем удачно — вспомним бесконечные войны, голод, междоусобицы, разные виды дискриминации, жестокость, глупость... и так на протяжении тысячелетий. Кто может поручиться, что женщины справятся с этим лучше?