Вернутся ли дети за парты с 1 сентября? Вопрос, на который ищут ответ родители, школьники и сами педагоги. А ответа пока нет. Так, Владимир Зеленский надеется, что 1 сентября ситуация с COVID-19 в Украине улучшится, а дети смогут пойти в школу. Премьер-министр Денис Шмыгаль добавляет, что при условии умеренного развития ситуации учебный процесс в школах будет начат с соблюдением элементов защиты детей и учителей (масочный режим, дезинфекция и соблюдение дистанции). При этом правительство не исключает смешанного формата обучения, когда дистанционное обучение будет совмещено с традиционным, урочным.
В Министерстве здравоохранения отмечают, что школы могут учиться в две смены. Также МИНЗДРАВ готовит совместно с Минобразования алгоритм действий для такого смешанного обучения. В образовательном ведомстве в свою очередь разработали новый проект «Положения о дистанционной форме получения общего среднего образования». В нем предусмотрено, что дистанционное обучение может быть как отдельной формой получения образования, так и элементы дистанционного образования могут быть включены в традиционный учебный процесс. Отдельно документом прописано дистанционное обучение во время карантина. По проекту оценивание учащихся в рамках дистанционного обучения остается обязательным. Учителя должны в дальнейшем вести всю определенную документацию, что предполагает учет работы учеников, но это можно делать и в электронном виде.
Также учителя сами будут определять режим проведения занятий — синхронный или асинхронный. Большую часть учебного времени учащиеся и учитель должны работать в синхронном режиме (через онлайн-платформы). Учреждение образования должно определить и утвердить единые информационно-телекоммуникационные системы, которые оно будет использовать в процессе дистанционного образования. К тому же должна быть разработана единая государственная электронная образовательная платформа для дистанционного обучения, которой также смогут пользоваться школы. Эти положения пока на этапе общественных обсуждений, окончательный вариант документа будет готов после 21 июля.
Между тем, на запрос «Дня», как в целом МОН готовится к 1 сентября и дистанционному формату обучения, ответы не предоставили. Вместе с тем у министерства, школ и учителей еще времени, чтобы подготовиться и организовать вероятное дистанционное обучение должным образом. «День» выяснял, какие выводы сделали педагоги из предыдущего семестра и как будет выглядеть возможное дистанционное образование в следующем учебном году.
ФИЗИКА НА ВИДЕО
Около 700 видеоуроков для учащихся 7-11 классов имеет в своем активе учитель физики Ришельевского лицея Одессы — Павел Виктор. С дистанционным обучением лицей работает давно. Еще с 2014 года некоторые учителя во время карантинов, вызванных сезонным гриппом, продолжали работать с учениками. В частности, сам Павел записывал видеоуроки, которые выкладывал на сайте лицея и на YouTube.
«Когда началась эпидемия коронавируса, учителя по-разному подошли к дистанционному обучению, — рассказывает учитель. — Самое простое — дать задание детям и получить их выполненными в виде файлов на почтовый ящик. Но этот вариант не предусматривает непосредственного контакта с учениками. Когда выполняется такое задание, нет никакой гарантии, что кто-то из сильных учеников не выполнил его самостоятельно, а потом не тиражировал среди одноклассников. К сожалению, в постсоветском пространстве понятие академической добродетели не является стандартом для учеников. Это правда, с которой надо смириться. Второй вариант — теоретические лекции в YouTube, и даже уроки с решением задач. Еще до карантина я записал практически весь курс физики с 7 по 11 класс (во время карантина дописал лабораторные работы). Поэтому я давал детям задание законспектировать теоретический материал, а затем в режиме онлайн в программе Zoom или в другой программе, которая позволяет общаться с классом, проверял домашнее задание, наличие конспекта, отвечал на вопросы и решал в реальном времени задачи, которые вызвали какие-то проблемы у учеников».
БИОЛОГИЯ В СТИЛЕ РЭП
Ольгу Халепу, учительницу биологии Яковлевского лицея, что на Харьковщине, знает вся страна. Она удивила сеть своими рэп-уроками, которые записывала для учащихся во время карантина. Авторские песни с узнаваемой музыкой и оригинальными припевами, в которых Ольга объясняет биологические темы, стали ее визитной карточкой.
«Детям нравится. Некоторые моменты, особенно припевы, вообще прекрасно запоминаются. Возможно, что-то надо будет добавить в этих уроках, — рассказывает учительница. — Я анализирую комментарии, кому-то нравится, другим нет. Но я подчеркиваю, что это начальный-средний уровни. Конечно, этого мало для того, чтобы в совершенстве знать ту или иную тему, но это стимулирует, мотивирует узнать. Кому-то из детей достаточно ознакомительных вещей. Кому надо больше, я советую читать параграфы».
Но уроки в песенной форме — были лишь частью дистанционного обучения для учеников Ольги. Использовала и другие формы работы: «Самое простое — прочитать параграф. Также я делала презентации. Еще были видеоэкскурсии, которые я снимала сама, видеоуроки на природе. Если нужно было изучать поведение животных, биоразнообразие , то я брала информацию на YouTube и делала нарезку и записывала комментарии. Я искала разнообразные формы, которые увлекали учеников. Пыталась подать материал, чтобы они заинтересовались».
С сентября, если будет потребность, Ольга продолжит дистанционное обучение в таком же ключе, как и в прошлом семестре.
ОЦЕНКИ ЗА ОБУЧЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ
Одной из наиболее дискуссионных тем в системе дистанционного образования стало оценивание знаний учащихся. Если проводить занятия через видеоплатформы учителя научились достаточно быстро, то оценивание знаний, без возможности проконтролировать самостоятельность выполнения работы, стало испытанием и для учителей, и для учеников, и для родителей. Выполняя задания дома, часть учеников действительно начали получать лучшие оценки. Одновременно в сети Facebook родители жаловались, что независимо от текущих результатов, годовые оценки учителя просто дублировали с первого семестра, где оценки еще удалось провести по стандартной процедуре. Все учителя и эксперты единогласно заявляют: дистанционное оценивание знаний действительно не может быть объективным.
«Если вы даете контрольную работу и требуете видеть на экране лицо ученика во время работы, нет гарантии, что на этом же экране ученика не будет решения задачи, которое он просто перепишет, — рассказывает Павел Виктор. — Единственный выход из ситуации — тестовые задания, на которые надо отвечать быстро за ограниченное время. При этом тест должен быть профессионально сделан. Есть такие среды, например, ClassMarker, которые это позволяют. Вопросы выбираются из единого банка в случайном порядке, варианты ответа в каждом конкретном случае также тасуются. Поэтому практически невозможно подсказывать друг другу, и у детей нет времени, чтобы пообщаться. Но такие тесты готовить довольно сложно. Есть второй вариант, которым я пользовался, это несколько видоизмененные физические диктанты. Стандартный диктант начинается частью определения, например: «равномерным прямолинейным движением называется...» — а дальше детям надо дополнить фразу. Такой физический диктант проводить нет смысла, но можно разработать вопросы так, чтобы дети объяснили некое явление. Тогда они не смогут списывать друг у друга».
Учителя опасались, что оценивание дистанционно может быть настолько показательным, что все дети найдут возможность получить только высокие баллы независимо от знаний. В то же время Ольга Халепа отмечает, что некоторым ученикам карантин пошел на пользу, и не только их оценки, но и практическое усвоение материала у них заметно улучшились.
Обязательного оценивания знаний учащихся при любых условиях требует забюрократизированная наша образовательная система. Она заставляет учителя не только подать ученикам материал для усвоения, но и пошагово зафиксировать, как именно это происходило и с каким результатом. Поэтому оценки в этой системе — важнейший элемент. В то же время многие эксперты не видели смысла в дистанционном оценивании знаний учеников вообще.
«Я бы на период дистанционного обучения вообще рекомендовала отказаться от оценивания как такового, — рассказывает председатель союза «Освіторія» и основательница «Новопечерской школы» Зоя Литвин. — Это оценивание точно будет не репрезентативным, а фрагментарным. Поэтому без него никто не пострадает. Многие страны не проводили оценивание в период дистанционного обучения или оценивали наработки формата эссе, где видно мнение ученика. При этом стоит понимать, что за рубежом нет культуры плагиата, которая есть у нас. Поэтому эссе — это действительно взгляды ученика относительно тех или иных событий. Наша система оценок и зацикленность родителей на оценках часто побуждает учащихся к плагиату и списыванию».
КАК МОТИВИРОВАТЬ УЧАЩИХСЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ?
Дистанционное обучение в прошлом семестре тормозило из-за того, что в украинских педагогических вузах не учат преподавать дистанционно, такой опыт был только у некоторых учителей, не все имели доступ к электронным источникам коммуникации. Да и без мотивации самого ученика обучение продвигается вяло.
«Мы должны понимать, что дистанционное обучение — это план «Б», который не идеальный, — объясняет Зоя Литвин. — Даже наилучшее дистанционное обучение не может заменить живую школу. Миссия современной школы — развить навыки, умения и ценности, а это невозможно через экран компьютера. Мы должны осознавать, что через экран мы можем предоставлять только определенный контент для заучивания».
Пани Зоя объясняет, что есть практические аспекты, которые стоит обязательно учитывать школам, которые будут работать с системой дистанционного образования. В частности, обучение за компьютером отнимает значительно больше энергии и требует большей концентрации, чем аудиторное. Для эффективной работы у учащихся может быть не более чем четыре-шесть уроков в день продолжительностью по полчаса. Стоит внедрять смешанное обучение: когда есть вебинар с живым присутствием учителя, возможностью задавать вопросы, уточнять, видеть свой класс, и есть возможность выполнять онлайн-задания в своем режиме через другие приложения и получать обратную связь.
Хуже всего дистанционное обучение работает для учеников начальной школы, ведь они еще не в состоянии самостоятельно мотивировать себя на получение знаний. Для них не годится обучение перед экраном, потому следовало бы подбирать другие подходы:
«Хорошо вышли из ситуации Дания, Люксембург, некоторые американские штаты. Там дети начальной школы получали домой определенный бокс или посылки за счет правительства с определенными учебными проектами, например, склеить конструктор или изготовить свечу. К боксу прилагается видеозапись учителя, который рассказывает, как это сделать. По уроку математики можно, например, задать ученику отмерить линейкой определенное количество планок и смастерить деревянную рамку. А в эту рамку потом поставить фото класса, по которому ребенок соскучился. Это то обучение, которое было эффективным для младших детей», — резюмирует Зоя Литвин.