Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Доказать, кто мы: требование XXI века

Валерий КОНОВАЛЮК: «Закон о документах не требует дополнительных бюджетных расходов или создания новых госструктур и открывает путь к безвизовому режиму с ЕС»
1 августа, 2011 - 20:38

До ухода на каникулы Верховная Рада Украины 5 июля 2011 г. приняла в первом чтении законопроект №8507 «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины». По мнению автора законопроекта, народного депутата Валерия Коновалюка (Партия регионов), принятие этого законодательного акта позволит украинцам путешествовать по Европе без виз. Важность законопроекта стала очевидной практически для всех парламентских фракций. Его соавторами и инициаторами также выступили парламентарии Олег Зарубинский (Блок Литвина), Ирина Бережная (Партия регионов), Владимир Мойсик (НУНС), Александр Буджерак (БЮТ). О нюансах законодательных инициатив в сфере идентификационных документов и о перспективах украинцев рассказывает Валерий КОНОВАЛЮК.

— Валерий Ильич, что послужило толчком для разработки и подачи законопроекта о документах?

— В XIX веке человек должен был объяснить, кто он есть, в XX — показать, кто он есть, а в XXI веке — доказать, кто он есть. Все мы понимаем, что идеология действующих сегодня в Украине большинства идентификационных документов была разработана еще в советское время. Сами они, как и технология их изготовления, морально и физически устарели. Например, ни для кого не секрет, что для преступников подделать внутренний паспорт так, чтобы он по качеству ничем не отличается от настоящего, — не проблема. Поэтому депутатским законопроектом, предусмотрено введение новейших документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины.

Важно, что этот законопроект инициирован в рамках выполнения Указа Президента Украины от 24 апреля 2011 г. №494 «О Национальном плане по выполнению Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины». Пунктом 1 Национального плана предусмотрено принятие закона о документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины.

Наш законопроект предусматривает внедрение загранпаспортов с электронным носителем биометрической информации. Это позволит Министерству внутренних дел инициировать внедрение новых документов, и, как следствие, украинцы будут иметь возможность путешествовать в Евросоюз без виз.

— О каких сроках внедрения биометрических документов идет речь?

— В Национальном плане, принятом Президентом, предусмотрено, что все мероприятия по его выполнению должны быть завершены в 2011 году. И это логично. Ведь Украина полностью готова к производству биометрических загранпаспортов: как технически, так и финансово — уже четыре года действует государственная информационная система, которая обеспечивает оформление современных паспортных документов.

— А известно, какой была реакция европейских структур на принятое украинским парламентом решение?

— Наш законопроект, которым предусматривается введение документов нового поколения, был создан не только с привлечением депутатов, но и экспертов, специалистов, в том числе и Европейской комиссии. Незадолго до рассмотрения проекта закона в Верховной Раде я лично встречался с Луиджи Сорекой, еврокомиссаром, отвечающим за вопросы миграции. Он дал высокую оценку нашему законопроекту.

— Что будут представлять собой новые документы, удостоверяющие личность и подтверждающие украинское гражданство?

— Законопроект №8507 предусматривает введение 22 различных документов. Для обычных граждан наибольший интерес представляет новый паспорт гражданина Украины для выезда за рубеж. Он будет выглядеть как и нынешний загранпаспорт, только с бесконтактным чипом для записи биометрической информации. В нем обязательно будут — личные данные гражданина, изображение лица, цифровая подпись, а также другие биометрические данные, например отпечатки пальцев. Это полностью отвечает рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ІСАО) и требованиям ЕС для получения безвизового режима. За счет лазерной гравировки данных на поликарбонатной странице и других защитных элементов загранпаспорт надежно защищен от подделок, в частности, в нем невозможно подменить фотографию предъявителя документа.

Так называемый внутренний паспорт гражданина Украины, со страницами для вклеивания фотографий, предлагается заменить на электронную ID-карту. Биометрическая информация с цифровой подписью ее владельца также будет храниться на специальном защищенном бесконтактном электронном носителе, что значительно упростит и ускорит процесс идентификации человека. На сегодня подобные ID-карты действуют в 19 развитых странах мира. Также предлагается внедрить социальную карту.

Преимущества такого типа документов в том, что, например, социальное удостоверение предусматривает возможность внедрить медицинское страхование, пенсионное обеспечение и решить прочие социальные вопросы.

Другие документы, предусмотренные законопроектом — к примеру, карта мигранта, удостоверение беженца, личности без гражданства — должны помочь государству навести порядок в вопросах идентификации и учета этих категорий иностранных граждан, проживающих в нашей стране. Недавно по инициативе народных депутатов, в том числе и моей, проведены исследования количества мигрантов в нашей стране. Согласно результатам, в Украине пребывает от 5 млн. до 7 млн. мигрантов с разным статусом. Госорганы не ведут учет подавляющего большинства из них. Это проблема? Проблема. И ее надо решать. Надо наладить грамотный учет мигрантов в Украине. Парламентским законопроектом это предусмотрено.

— И каким образом это будет возможно?

— Решать эти и другие вопросы будет предложенная проектом закона Государственная информационная система регистрационного учета физических лиц, которая уже давно и успешно функционирует при МВД Украины.

Кстати, сегодняшние проблемы полного и достоверного учета населения Украины связаны с тем, что за 20 лет независимости не создан демографический реестр, нет гражданского реестра. Мы вообще не можем подсчитать, сколько у нас людей находится за пределами страны, сколько у нас нелегальных мигрантов, это не фиксируется с точки зрения контроля тех или иных учреждений. Мы имеем различную статистику: Государственная пограничная служба дает одну, МВД — другую, Минюст — третью.

Поэтому наш законопроект не только открывает новый формат документов, но и четко регулирует вопрос, каким образом обеспечивать производство документов, как вести их учет и контроль в информационной базе.

— Предусматривается ли депутатским законопроектом создание новых государственных органов?

— Об этом даже речи быть не может. Никаких новых госорганов, новых информационных систем, на которые нужно бессмысленно тратить большие средства, в Украине создавать не надо. Уже все создано и успешно функционирует. А те, кто пытается спекулировать на этой теме, — всего лишь преследуют свои корыстные интересы.

— А как будет функционировать вся система с точки зрения полномочий государственных органов?

— Мы не изобретаем велосипед. В парламентском законопроекте предусмотрено, что ту или иную сферу взаимоотношений, связанных с выдачей документов, регулируют уполномоченные органы центральной власти. Президент же Украины, проведя административную реформу, уже обозначил функции всех министерств и ведомств. В частности, Минюст занимается государственной регистрацией актов гражданского состояния, имущественных прав, юрлиц, СМИ и т.п., а также курирует сферу защиты персональных данных. Созданная при Минюсте Государственная служба по вопросам защиты персональных данных всего лишь осуществляет контроль над соблюдением законодательства в этой сфере. То есть фактически на Минюст возложены только контролирующие функции по защите информации в базах данных.

А вот непосредственным заказчиком работ по созданию государственной информационной системы, внедрению и выпуску идентификационных документов является Государственная миграционная служба, созданная при МВД Украины. Эта норма записана в положении о миграционной службе, которое утверждено Указом Президента от №405 от 6 апреля 2011 г. Какие и у кого на этот счет еще могут быть вопросы?

— А если говорить о защите персональных данных, все ли будет подконтрольно государству?

— Абсолютно вся государственная информационная система оформления идентификационных документов управляется и контролируется только государственными органами. Работу с персональными данными, контроль их безопасности, оформление документов проводят исключительно госслужащие уполномоченных органов.

Более того, электронные документы полностью стандартизированы в соответствии с требованиями ИКАО и национальным законодательством, прошли сертификацию в аккредитованных международных лабораториях.

Чтобы не допустить правовых коллизий при реализации закона исполнительной властью, в парламентском законопроекте полностью учтена необходимость состыковки его норм с действующим законодательством Украины — изменения будут внесены в 35 законодательных актов.

Касаемо защиты данных и использования тех или иных технологий. Если украинский консорциум «ЕДАПС» производит электронные паспорта и идентификационные карты для сотрудников Интерпола, то это о многом говорит.

— Сколько бюджетных денег придется потратить на внедрение новых документов?

— Бюджетные затраты — это действительно самый интересный вопрос. Реализация законопроекта, который выдвинули депутаты от парламентских фракций, не требует дополнительных расходов из госбюджета. Повторюсь: в Украине уже есть соответствующие технологии выпуска биометрических паспортов, с 2007 г. действует государственная информационная система, обеспечивающая оформление паспортных документов. Законопроект парламентариев предусматривает использование существующих производственных мощностей и информационных технологий.

— Какие выгоды от внедрения в Украине электронных документов получит государство и граждане?

— В этом году мы направляем на оплату субсидий 42 млрд. грн. — и ни для кого не секрет, что значительная сумма денег не дойдет до тех льготников, которые в них нуждаются. Определенная часть средств осядет в карманах чиновников. Понятно, что дальше так продолжаться не может. С принятием закона и введением в действие электронных документов, выполняющих и функцию социального удостоверения, государство получит возможность взять под свой контроль использование бюджетных средств. В свою очередь, граждане с новыми документами получат адресную социальную помощь в своей стране, безвизовое посещение стран ЕС, политические и социальные гарантии пребывания за границей.

Олег РУДЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ