Акция «Эхо «Молодости», стартовавшая в прошедшие выходные показами фильмов «Малхолланд драйв» и «Дом дураков», — явно выходит за рамки простого послесловия к фестивалю.
Сам фестиваль, собственно, был во много экстраординарным. Не говорю даже о приезде трех легендарных режиссеров — швейцарского кинодекадента Даниэля Шмида, классика мировой документалистики Альберта Майзелса, скандального лидера новой южнокорейской волны Кима Ки Дука. В целом, 32-я «Молодость» работала как идеально отлаженный механизм, насыщающий в общем-то не избалованных киевлян отборными зрелищами. Плотная, хорошо укомплектованная конкурсная программа дополнялась настоящим внеконкурсным парадом самых нашумевших за последний сезон фильмов. Ни в каких иных условиях европейское авторское кино, пусть даже отмеченное призами Канн, Берлина, Венеции, в киевских кинотеатрах появиться, увы, не могло.
Новое «Эхо «Молодости» — организованная реакция на статус- кво, попытка выйти за пределы чисто фестивальной резервации. Подобные акции киевский кинофорум проводил и ранее, но носили они больше локальный, спорадический характер. Ныне же речь идет ни много, ни мало — о зарождении альтернативного кинопроката в нашей стране.
Необходимость, что называется, давно назрела. При том, что этап нищеты и развала, когда кинотеатры превращались в некую помесь дешевого кабака и мебельного салона, миновал, ныне положение кардинально не изменилось. Да, комфортные, современные залы с Долби-оборудованием открываются один за другим. Но это лишь форма; а форма, сколь угодно роскошная, ничто без адекватного содержания. С содержанием-то у наших кинематографических парадизов — серьезный недобор. Прокатная сеть в Украине, по сути, не сформирована, и во многом зависит от мощных московских компаний, которые могут себе позволить покупать новинки сезона напрямую. Но несамостоятельность — лишь одна сторона проблемы. Украинские прокатчики и владельцы кинотеатров не хотят рисковать, поиск нестандартных средств, оригинальных стратегий в бизнесе им просто неведом.
В итоге, как и следовало ожидать, страдает зритель. Из 50 нашумевших в прошлом сезоне мировых блокбастеров наша публика увидела от силы 10. Об арт-хаузе, шедеврах интеллектуального кино, о японских или корейских, к примеру, фильмах, сделавших сенсации на самых престижных фестивалях, просто говорить не приходится. Такого кинематографа для наших бизнесменов как будто вовсе не существует. И это при том, что даже в той же Москве, как и везде в мире, к дополнению к коммерческим кинотеатрам существует, пусть пока малочисленная, сеть арт-хаузного проката, специализирующегося именно на высокохудожественной продукции. Именно к исправлению такого, явно ненормального положения направлено «Эхо «Молодости». Неведомо, каким чудом это удалось, но идея сработала. Уже с прошлой недели в крупнейших кинотеатрах Киева и Харькова идут два вышеупомянутых фильма, ставших заметными событиями за последний год: мистическая, странная драма Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» и вызывающе антивоенный «Дом дураков» Андрона Кончаловского. И пусть они не вполне укладываются в представление о прибыльном кино, свой зритель — который очень устал от пустопорожних аттракционов наподобие «Звездных войн» или разнокалиберных агентов 007, — им обеспечен.
На подходе — «Интимные сцены» французской талантливой скандалистки Катрин Брейа, «Медвежий поцелуй» — сказочная история Бодрова-старшего, где свою последнюю роль сыграл его сын, неоднозначный «Бал монстров» Марка Форстера, хит израильского кино — «Поздний брак» Довера Косашвили, отмеченный, кстати, призом за лучший полнометражный фильм на «Молодости» прошлого года... Положение, похоже, не так безнадежно, как кажется. Но и необратимыми эти изменения тоже не назовешь.
Пока что «Эхо «Молодости» — все-таки порыв энтузиастов, отчаянное вторжение на чужие сонные угодья. Покой уже нарушен, но до удачной охоты еще далеко. Однако надеяться на удачу стоит всем нам. Ибо если «Эхо» будет долгим, если на него отзовутся, то тогда хотя бы в кинематографе у нас, живущих в Украине, появится редкая, бесценная возможность выбора...