Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Долгожданное согласие

Польско-украинский религиозный конфликт исчерпан?
21 июня, 2005 - 21:01

Наконец — произошло: состоялось событие, которое ждали годами. 19 июня, на большом собрании в центре Варшавы римско-католические польские епископы и епископы Украинской греко- католической церкви (УГКЦ) сказали торжественные и такие необходимые сегодня слова: «Прощаем и прощения просим!». Епископы обеих церквей обратились к своим верующим, чтобы они сделали то же и работали бы на улучшение отношений между польским и украинским народами. Выступая на площади Пильсудского в Варшаве архиепископ Йозеф Михалик (Римско- католическая церковь Польши) сказал:

«Всем и хорошо известно, как много терпели друг от друга эти два народа на протяжении многих веков вражды, несогласия, взаимных оскорблений. Но не будем призывать судей, бухгалтеров и репортеров, чтобы считать зло, плакать о прошлом и выискивать, кто больше виноват, кто начал, кто больше пострадал. Окончательный и справедливый суд принадлежит только Богу. Потому что в этом противостоянии страдали как поляки, так и лемки, и украинцы!»

После этих слов руководитель миллионной УГКЦ кардинал Любомир Гузар и глава конференции епископов Польши произнесли Молитву примирения. Вот фрагменты этой Молитвы: «Пусть от сегодня и навсегда прекратятся между нашими народами разные споры и раздоры, а возобладает мир и братская любовь, которая Божьей лаской приведет нас к настоящему взаимному прощению«… Осознавая историческое прошлое своего народа и состояние собственной души, просим прощения у наших братьев и сестер (поляков и украинцев) и прощаем им искренно всю их вину против нас». На площади их слушали несколько десятков тысяч поляков; еще больше людей следили за этой церемонией по ТВ. В богослужении, которое потом прошло, участвовали не только польское духовенство, но и гости из других стран — из Белоруссии, Украины, России и Казахстана.

Сегодня как в Украине, так и в Польше есть много людей, которые не хотят забывать трагическое прошлое, а особенно события, случившиеся в ХХ веке, во время II Мировой войны. Польская «Gazeta Wyborcza» приводит результаты опроса поляков относительно их отношения к этой идее примирения с украинцами. Есть отзывы, которые, к большому сожалению, страшно читать — такую ненависть носят в своей душе некоторые люди. И это при том, что именно поляк стал Римским «Папой мира» — поляк, который не только везде искал примирение, но и просил прощения за грехи церкви.

Но среди опрошенных газетой поляков есть и другие люди, другие взгляды. Вот, например, такое мнение: «Если называть этот народ (украинцев) «хламом», то тогда кто мы в действительности? Потому что так говорить нельзя ни об одном народе. А украинцы — подобно любому другому народу — имеют и свои недостатки и свои добродетели. Если же учесть историю украинцев, то, что они пережили (вспомнить хотя бы миллионы погибших во время Голокоста), то этот народ безусловно заслуживает большого уважения. Ведь не так сложно достичь определенного уровня жизни, успешно развиваться в тех случаях, когда этому содействует история, внешние обстоятельства. А вот выжить, сохранить себя как народ, выстоять, не потерять свою идентичность в условиях, когда, кажется, все вокруг выступает против этого — исторический подвиг. И я сердечно желаю, чтобы украинцам все удавалось, чтобы они могли достойно жить на своей земле и вошли, в конечном итоге, в европейскую семью. А нашим церквям — Католической и Греко-католической — хвала за благородную инициативу. Мои поздравления!».

Описанное выше — это лишь одна половина церемонии примирения. 26 июня во Львове состоится духовное мероприятие, подобное происходившему на площади Пильсудского — греко-католическое духовенство и представители Католической церкви Польши зачитают «Послание католических епископов Украины и Польши по случаю акта взаимного прощения и примирения». А потом все вместе — духовенство двух церквей и верующие УГКЦ — помолятся вместе. Обе стороны считают, что этот акт Примирения является выполнением Завещания покойного Римского папы Иоана Павла II. Потому что хоть наши народы разделяли вооруженные политические и религиозные конфликты, прораставшие на почве взаимных оскорблений, предубеждений и суеверий, украинцев и поляков всегда объединяла вера в Иисуса Христа, Закон Божий, вера в Божью матерь.

Важным является также тот факт, что как поляки, так и украинцы были крещенные еще до того, как прошла Великая Схизма — разделение единого всемирного православия на Восточное и Западное. Поляки почти сразу приняли латинский обряд, а восточные славяне — византийский. Эта разница в обрядах иногда преувеличивалась и становилась причиной религиозных конфликтов — чаще всего не без вмешательства соседей.

Несмотря на религиозную свободу, несмотря на Второй Ватиканский собор, напряжение в отношениях между нашими народами — к большому сожалению — сохранились. Но «на пороге III тысячелетия мы осознаем, что должны преодолеть болезненное наследие прошлого, простить несправедливость и оскорбления, очистить историческую память — чтобы объединять наши народы и развивать отношения между ними в духе доверия».

Поиск понимания между епископами Польши и Украины, ставшими инициаторами «Послания примирения», имеет довольно долгую историю. Так, в 1945 году Примас Польши кардинал Август Гленд и украинский епископ Иван Бучко встретились в Ватикане в атмосфере христианской любви и сделали первые шаги друг другу навстречу. Эту болезненную проблему обсуждали также кардинал Мирослав Иван Любачивский и кардинал Йозеф Глемп. Они пришли к выводу, что украинский и польский народы «являются должниками друг друга, потому что не умели воплотить в жизнь науку, вытекающую из святого Крещения». Дружеским актом можно считать также тот факт, что Тысячелетие Крещения Руси (1988) было торжественно отмечено в Польше с участием польских и украинских (в изгнании) епископов. Очень торжественно праздновали Крещение Руси также в Ватикане. Сначала планировалось это сделать в небольшом храме св. Клеменса, но Папа решил, что такая важная дата заслуживает Собора св. Петра.

Незаурядным соединяющим наши народы фактором стал визит Папы Иоанна Павла II — сына славянского народа — в Украину (2001). Папа говорил: «Нет мира без справедливости, нет справедливости без прощения!». Признавая историческую вину Католической церкви и прося за нее прощения, Папа Иоанн Павел II подал всем людям высокий пример, потому что в сердце христианина не может быть места гневу, несправедливости, неправды. В Евангелии говорится: «Когда приносишь на жертвенник (Бога) дар свой и вдруг вспомнишь, что твой брат имеет что-то против тебя, оставь перед жертвенником свой дар и пойди примирись сначала со своим братом, а тогда уже принеси дар свой».

Духовная атмосфера папских посещений сделала возможным общее чествование жертв братоубийственных конфликтов. И поэтому все мы, как говорится в Послании, «должны возвыситься над политическими взглядами и историческими обстоятельствами, над нашими церковными обрядами, даже над нашей национальной принадлежностью — украинской и польской. Должны помнить, что в первую очередь мы — дети Божьи. Обратитесь к Отцу со словами: «Прости нам вину нашу, как и мы прощаем виновникам нашим... А чтобы молитва была абсолютно искренней, скажите друг другу слова: «Извиняем и просим простить!». Солидарность двух народов ярко проявилась также во время оранжевой революции.

Заметим, что действительная нормализация отношений между поляками и украинцами требует, так сказать, расширения процесса примирения. Ведь сегодня речь идет, главным образом, о примирении католиков-поляков и украинских греко-католиков. И хотя именно здесь чувствуется самое большое напряжение, стоило бы привлечь к этой акции также православные церкви и восточные регионы Украины. Будем надеяться, что это благородное движение станет общеукраинским и общецерковным.

Клара ГУДЗИК, «День». По материалам «Wiara.pl», «Gazeta Wiborcza», «RISU»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ