Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дом, который никогда не пустует

По данным Минздрава, в Украине каждый день заболевает туберкулезом 90 человек и умирает до 35
26 марта, 2003 - 00:00

Вячеслав Мойсеев в Киевском туберкулезном диспансере № 1 уже в третий раз. Как сам он с горечью говорит, больничный пейзаж стал для него роднее, чем домашний. Все же началось банально. Туберкулез у Вячеслава выявили, как принято говорить, в местах, не столь отдаленных — в тюрьме. Внезапно поднялась температура, почувствовал слабость, начал кашлять... На три дня его освободили от работы, а спустя некоторое время — сделали рентгеновский снимок. Оставшееся до истечения срока время наказания Вячеслав провел в тубзоне, а при выходе на свободу первым его «привалочным» пунктом стал туберкулезный диспансер.

Места здесь не пустуют никогда. В легочном отделении, рассчитанном на 80 человек, в данный момент находится 87 больных. Ставить в палаты дополнительные койки стало для персонала обычным делом. А в кабинете главного врача лежит целый список тех, кому необходима помощь. Полупустое в Городском туберкулезном диспансере разве что родильное отделение — кстати единственное в Украине, где рожают женщины, больные туберкулезом или имевшие контакт с инфицированными палочкой Коха. «Такой аншлаг — это еще ничего, — говорит главный врач Леонид Стадник, — ведь в Киеве с туберкулезом относительно терпимо. Если в среднем по Украине заболеваемость 67 человек на 100 тысяч населения, то в столице — лишь 37. И все это благодаря профилактическим мероприятиям; за последние годы они помогли предотвратить рост заболеваемости». Теперь, к примеру, каждая районная поликлиника определяет для себя так называемую группу риска, в которую на данный момент лишь в столичном Левобережье входит 100 тысяч человек. В первую очередь, это сотрудники вредных производств, те, кто страдает постоянными бронхитами, астматики и принимающие гормональные препараты. «Затащить» на флюорографию алкоголиков, наркоманов и вышедших из тюрем удается далеко не всегда — при всем риске для окружающих, принудительные анализы в Украине запрещены. В то же время данные американских исследований показывают, что за 5 часов авиаперелета один туберкулезный больной может заразить до 50 ни о чем не подозревающих пассажиров. О своей болезни также можно догадаться далеко не сразу. К примеру, кто подумает, что кашель, потливость, слабость и невысокая температура — отнюдь не обычная простуда, а тревожный симптом. Благо, говорят в диспансере, теперь мы наладили сотрудничество с милицией, паспортными отделами и службами занятости. Скажем, мигранты без флюорографии теперь не могут получить вид на жительство в Украине и, таким образом, надежда обезопасится крепнет. Случается, правда, и обратный вариант: приходит гость из ближнего или дальнего зарубежья и просит сделать ему рентген, а потом в миграционных службах заявляют, что такую фамилию слышат впервые.


Отдельная история с бомжами. Доставляют их сюда из травматологии или соответствующего приюта, делают обследование и в большинстве случаев подозрения на туберкулез оправдываются. Людей без определенного места жительства записывают на дневной стационар, но после этого их уже никто не видит. Зато некоторому контингенту диспансерские условия видятся райской жизнью. Л. Стадник рассказывает, что многие живут уже здесь по три года. Разумеется, бесплатное трехразовое полноценное питание из расчета по 7 грн. 50 копеек на человека, в то время как в других больницах — в лучшем случае по 2 грн. 50 копеек, устраивает. Ежедневно больные получают в достаточном количестве мясо, молоко, каши, иногда даже салаты. Зато условия в диспансере поистине могут сравнится разве что с кошмарным сном — поеденные грибком и обшарпанные стены, обвалившаяся плитка... Что и неудивительно — ремонт в инфекционном учреждении не делался 30 лет, а флюорограф не обновляли 17 лет. К счастью, деньги на то, чтобы кормить и обеспечивать больных противотуберкулезными лекарствами, все же есть. Однако на данный момент в Украине на 25% инфицированных палочкой Коха препараты уже не действуют — изменчивость штамма породила так называемую первичную устойчивость. Не хватает и средств на лечение сопутствующих заболеваний, с которыми, кстати, здесь лежат практически все — антибиотики и угнетенный иммунитет сказываются на сердечно-сосудистой системе и желудочно-кишечном тракте. «Сколько уже времени говорится о дополнительном финансировании, об адресной помощи, о пилотных проектах, — сетует Леонид Стадник. — И что, где эти мифические миллионы?» Ситуацию усугубляет еще и специфическое отношение к туберкулезной больнице. Недавно позвонили и сообщили, что из-за долга в 9 гривен у них отключат газ. При всем при этом здесь продолжают работать на чистом энтузиазме — ставка врача без категории здесь 150 гривен. Персонал же в прямом смысле слова рискует жизнью — 15% из них уже больны туберкулезом.

КСТАТИ

На днях отмечался Всемирный день борьбы с туберкулезом. С 1995 года в Украине официально объявлена эпидемия. За прошлый год, по сравнению с предыдущим, заболеваемость туберкулезом увеличилась на 10,2%, а соответствующие программы профинансированы лишь на 33%. Ежегодно болезнь забирает 7 — 7,5 тысячи жизней, 14,8% людей умирает, не пробыв в диспансере и год. Статистика показывает, что основной контингент заболевших составляют вернувшиеся из мест заключения (20%), алкоголики (20 — 50%), мигранты (10%), бродяги (0,5%) и люди, не имеющие соответствующих жилищных условий (10 — 15%).

КОММЕНТАРИЙ:

Николай ПРИЗ, заместитель заведующего секретариатом комитета ВР по вопросам здравоохранения, материнства и детства:

— Взаимоотношения здорового населения с больными туберкулезом стоит рассматривать с двух сторон. Если кто-то не знает о своей болезни, то что мы можем с ним сделать? Разве что пропагандировать надлежащее отношение к собственному здоровью, систематическое посещение врача и прививки. Относительно же тех, кто в курсе своего положения, то в Законе «О туберкулезе» четко указаны их права и обязанности. Больные должны придерживаться режима, назначенного лечащим врачом. И если у больного активная форма, то понятно, что фтизиатр пропишет изоляцию. За несоблюдение предписаний в законе предусматривается ответственность. Правда, для того, чтобы действительно можно было применять какие-либо санкции, нужно внести поправки в Административный и Криминальный кодексы. Когда принимался Закон «О туберкулезе», это поручалось сделать Кабмину. Как видим, прошло больше года, а изменений никаких нет. Хотя если проанализировать наши реалии, то мы видим, что большая часть больных туберкулезом — так называемые маргиналы и бомжи. Взимая с них штрафы, мы в прямом смысле слова будем оставлять их без обеда. Кстати, для сравнения: в Канаде административные санкции предусмотрены даже за отказ от противотуберкулезной прививки.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, фото Анатолия МЕДЗИКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ