Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дом любви и талантов

На Полесье проживает уникальная многодетная семья
1 апреля, 1996 - 20:08
ФОТО АВТОРА

В прошлом году произошла на Волыни страшная трагедия: нашли в озере неподалеку от села Крушинец утопленную молодую женщину родом из пгт Головне. Оказалось, утопил ее мужчина на 20 лет старше: то ли из ревности, то ли просто напился, или, может, еще по каким-то причинам. Сейчас он сидит в тюрьме, но женщину, мать троих маленьких детей, уже никто не вернет...

ГОРЕ И РАДОСТЬ ХОДЯТ ВМЕСТЕ

В селе как в селе: поговорили о трагедии, да и забыли. Деток несчастной отправили в приюты. И кто знает, как бы дальше сложилась их судьба, если бы не забрала их к себе на воспитание семья Борбичей из пгт Головне. Более того, представители властей сами об этом попросили, потому что знали, что у Борбичей много таких деток жило и живет ныне: оставленных в школе-интернате поселка или в других приютах. Надежда Алексеевна и Василий Григорьевич Борбичи, которым чуть за 50, и их единственная 19-летняя дочка Оксана, конечно, не были против. Наоборот: считали это своим святым долгом, продиктованным Богом.

Сейчас пятилетний Коля, трехлетняя Светланка и почти двухлетняя Русланка — дети утопленной мамы и отца-преступника — живут вместе с другими братиками и сестричками в уютном большом доме, накормленные, веселые, спокойные. Видели бы вы, как мило и счастливо они улыбаются, как любят фотографироваться, как вежливо ведут себя! И какие большие, когда-то глубоко опечаленные у них глаза!

Больше всего жалко Русланку, которой в июне исполнится два годика. Она что-то мурлыкает, играется с другими детьми, листает страницы книжечки. Я позвала ее, а она... не реагирует.

«Русланка у нас не слышит ничего, — говорит родная дочь Борбичей Оксана. — Сначала мы этого не заметили. Потом видим, что ребенок ни на что не реагирует. Повезли ее в Луцк на обследование, и наши страшные предположения подтвердились: девочка глухая».

Очевидно, что из-за глухоты она и говорить не начнет никогда. Операция по восстановлению слуха на одно ухо стоит в Киеве 215 тыс. грн. «Нам никогда таких денег не насобирать», — говорит мама Надежда Алексеевна. Поэтому будут надеяться Борбичи на помощь от неравнодушных людей.

ИХ ДОМ НЕ ХОЧЕТСЯ ПОКИДАТЬ

Сейчас здоровье Русланки в семье на первом месте. «Все остальное у нас есть, — продолжает Надежда Алексеевна. — Ведь и государство деньги платит, и мы с мужем работаем в Головненской школе-интернате: Василий Григорьевич воспитатель, а я учительница».

Кажется, теперь им действительно легче живется, потому что полтора года назад переселились в большой трехэтажный дом в центре поселка, рядом построили для себя и гостей Молитвенный дом, а раньше семья ютилась в помещении бывшей полуразрушенной больницы. Благодарят за это общественную организацию «Надежда и жилье для детей Украины», главный офис которой находится в Англии, а отделения — в 17 странах. Также помогали в строительстве немецкие организации.

Дом очень аккуратный и уютный, хотя и достаточно большой. Даже странно, что в этом доме семейного типа с пятнадцатью детьми такая чистота, ведь иногда только один муж за полдня так может насорить в избе.

Сразу видно, что все детки здесь воспитанные и опрятные. И верующие. Вот надписи на дверях в большую просторную кухню: «Серце чисте сотвори мені, Боже, і тривалого духа в моєму нутрі віднови» (Псалом 50.12); «Над усе, що лише стережеться, сердце своє стережи, бо з нього походить життя» (Приповистей 4:23); «Цілим серцем своїм я шукаю Тебе, — не дай же мені заблудитися від Твоїх заповідей!» (Псалом 118.10).

А еще все эти детки учатся: младшие — в школе, старшие — в училищах. Пятеро детей уже не живут у Борбичей, потому что создали собственные семьи, но постоянно поддерживают с ними связь. Как раз в день моего посещения в семье гостили Катя с Русланом, которые уже женаты полтора года и ждут ребенка (счастливая будущая мама говорит, что будет девочка). Еще четверо детей тоже живут отдельно своей жизнью.

ТРУДОЛЮБИВЫЕ И ОДАРЕННЫЕ

Надежда Алексеевна говорит, что каждый их ребенок является одаренным. 13-летний Ремеш хорошо рисует и прекрасно лепит из пластилина, 19-летняя Люба мастерски шьет, ведь учится на швею, да и вообще все девочки умеют вышивать, печь хлеб, пироги, готовить другие блюда. Юноши также не сидят на месте: получают образование и помогают по хозяйству. В горячую пору всех Борбичей видят односельчане на огороде, ведь им нужно обработать пять гектаров поля: засеять, посадить один га картофеля, чтобы было чем кормить коров и свиней. И самим с чего-то жить целый год. Таким образом, дети еще сызмала открывают свои сердца Богу, труду, любви.

«Вы не представляете, какая это радость, когда дети смеются, помогают, растут духовно! — делится счастливая мама. — И Бог нас не оставляет. Ведь в Библии сказано: если можешь делать добро и не делаешь — это большой грех». Подумать только: если бы каждая состоятельная семья брала себе ребенка из приюта, насколько меньше было бы сирот у нас! Но ведь нет: люди боятся чего-то или же просто не хотят себя обременять в этой жизни, ищут наслаждений в других вещах. Не научились еще открывать свои сердца для добра. Хотя таких домов семейного типа, в которых проживает пять и больше детей до 18 лет, на Волыни сейчас около одиннадцати. Семьи, в которых от одного до четырех детей, называются приемными. Их количество также увеличивается, однако очень и очень медленно.

«Эти люди берут детей по велению Бога, — рассказывает о Борбичах брат Василий, который приехал из Луцка на собрание в Головне (в 1982 году его судили за проповедование Евангелия). — Подумайте: они же имеют своего ребенка, свои бытовые проблемы... В женщине от природы заложен материнский инстинкт, но в наше время сердца такие черствые, что матери убивают своих детей или же отказываются от них».

Оксана, родная дочь Надежды Алексеевны и Василия Григорьевича, говорит, что сначала действительно немножко ревновала родителей, но потом привыкла: «Я теперь даже не представляю, как бы жила без них!» — говорит красивая девушка-студентка, держа на руках маленькую Русланку.

Когда я собиралась уходить от Борбичей, делала это с большими усилиями. Так хотелось еще поговорить с любознательной девочкой, которая не понимала, как может быть так, что у мамы и папы день рождения в один день с маленьким Тарасиком — будущим профессиональным футболистом (он мне пообещал!), с 18-летним очень симпатичным Артуром и с упомянутой уже Светланкой, которая за все время моего пребывания не промолвила ни слова (но впоследствии разговорилась бы!), только внимательно смотрела, аж сердце вырывалось, своими большими мудрыми глазками...

Ольга СОЛОДУХА, ассистентка кафедры зарубежной прессы и информации факультета журналистики ЛНУ имени Ивана Франко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ