В разные годы в Донецке проходило более ста фестивалей. «До 1960-х годов джазовых исполнителей могли пригласить на праздник с большим скрипом. Но со временем джаз перестал быть запретным и поэтому спокойно начал развиваться», — рассказывает Александр ФАЕРМАН, джазмен, бывший многолетний руководитель оркестра при Донецком национальном медицинском университете им. М.Горького, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней (напомним, на эту тему «День» писал также в материале «История одного города и джаза», № 77 от 29 апреля 2004 г.). По словам Александра Ароновича, до 1960-х годов существовали оркестры в ресторанах и в нескольких кинотеатрах — кинотеатр им. Шевченко, «Комсомолец». Это были практически всегда профессиональные оркестры.
Джазовый взрыв произошел в 1960-е. Начали создаваться оркестры и джазовые клубы. В большей степени организаторами выступали студенты, но были и преподавательские коллективы. Так, в 1954 году студенческий оркестр образовался в Донецком политехническом университете (сейчас Донецкий национальный технический университет), а в 1956-м — в медицинском. Чуть позже, в начале 1970-х, подобный оркестр был организован в торговом вузе — ныне Донецком национальном университете экономики и торговли им. М.Туган-Барановского. С 1980-х джазовый оркестр был создан при ДК имени Ленина, также такой коллектив работал на шахте имени Засядько, в институте внутренних дел. «Там, где были деньги, где могли себе позволить финансирование такой музыки, появлялись и джаз-оркестры и коллективы», — констатирует А.Фаерман.
Оркестр донецкого медвуза до сих пор жив. Все это время им руководил Александр Фаерман, а сейчас — Алексей Овчаренко. Фаерман рос в семье с музыкальными традициями, окончил музыкальную школу по классу скрипки. Вскоре после поступления в медицинский институт был образован джаз-бенд. Туда, как вспоминает в статье «Юбилейный джем» Евгений Ясенов, приходили музыканты-любители и из других коллективов, где проводили своеобразные соревнования. Руководство вуза препятствий не чинило, а значит, музыка развивалась и распространялась.
Отдельно стоит вспомнить джазовый оркестр Донецкой филармонии и имя Якова Хославского. Как рассказывает А.Фаерман, он очень тяготел к джазу и поддерживал целых три оркестра — при кинотеатре имени Шевченко, Дворце металлургов, и собственно филармонический оркестр. «Конкурс в его оркестр был очень высокий», — вспоминает джазмен.
Но развитие донецкого джаза не связывают только с коллективами и клубами, а в первую очередь с фестивалями и с людьми, которые поощряли такую музыку.
«У нас первый джаз-фестиваль состоялся в 1960-е и был приурочен 60-летию города, это был «Донецк-67». Он проходил в драмтеатре, куда пришел Владимир Дегтярев, первый секретарь Донецкого обкома партии. Он увидел, что донецкой публике нравится эта музыка, и тогда не стал препятствовать ее развитию. С тех пор фестивали проходили регулярно. А в Кривом Роге был такой Александр Гебель. Он проводил такие фестивали, на которые приезжали лучшие музыканты СССР. Он умел их организовать, умел убедить власти. И туда приходило очень большое количество публики. А потом он уехал, и все заглохло. У нас то же самое. Когда организаторы фестиваля «ДоДж» переехали в Киев, туда переехал и сам фестиваль», — рассказывает А.Лозовский, заслуженный артист Украины, заместитель заведующего кафедрой эстрады и джаза Донецкой музыкальной академии имени Прокофьева.
«Первые фестивали отличались тем, что сопровождались конкурсами. Для молодых артистов это было почетно и интересно. Потом, когда был «ДоДж», параллельно проходил «ДоДж-Юнион», фестиваль для молодых исполнителей. Современные фестивали, скорее, только профессиональные. Конечно, это больше проблема финансирования. Ведь все основано на самоокупаемости. Если бы были возможности, мы могли бы приглашать и большие коллективы, проводить конкурсы. А так делать дорогие билеты мы не хотим», — говорит А.Фаерман.
Чтобы понять, что такое донецкий джаз, Анатолий Лозовский предлагает обратить внимание на личности: в первую очередь это трубач Валерий Колесников, бас-гитарист Владимир Денежный, пианист Владимир Чалый, первый президент донецкого джаз-клуба Виктор Дубильер.
«С точки зрения стержневого сплочения стоит назвать директора филармонии Владимира Гурина, с которым мы проводим наш фестиваль «Джаз-Форум». Это будет уже 4-й фестиваль. К нам приезжают очень известные музыканты и вокалисты. В этом году это сын Эллы Фицджеральд, Рэй Браун-младший. Кроме того, выдающийся гитарист Алексей Кузнецов. Будут музыканты из Киева, Москвы, Донецка и т.д. Традиционно фестиваль откроет джаз-оркестр нашей музыкальной академии под руководством Михаила Мартыненко», — рассказывает А. Лозовский.
«Все начинается с маленького ручейка. У нас работал в Дзержинске Петрухин, но он нам «не нужен» был, он уехал в Москву. Сейчас выступает на президентских встречах. То же самое Владимир Бегунов. У него здесь был прекрасный джазовый детский оркестр, но он уехал в Израиль. А сейчас у нас проблема», — продолжает он.
О том, что проблема есть, говорит и Фаерман. Но, по его мнению, это проблема не только финансирования, но еще и творческая, проблема реализации. «В 1985 году в музыкальном училище было открыто джазовое отделение. За все время существования джазовых фестивалей, залы никогда не были пусты», — рассказывает Фаерман. Сейчас на кафедре музыкального искусства эстрады в музыкальной академии обучается порядка 100 студентов: это труба, тромбон, саксофон, рояль, гитара, бас-гитара, ударные и вокал. Многие уже сегодня подрабатывают, ездят на фестивали. Выпускница академии, а ныне преподаватель и музыкант-вокалист Валентина СТРЕЛИНА говорит, что самореализация и развитие — очень важные факторы. Во многом им помогали джемы, своеобразные творческие соревнования, основанные на импровизации.
«В Донецке джаз слушают очень разные люди. У нас почему-то много медиков, много молодежи. Ведь джаз не просто слушать, он разножанровый. Но если вы полюбите его импровизационность, то станете поклонником джаза навсегда. Точно так же и с классикой. Разве легко слушать Стравинского или Маляра? В основном слушают Чайковского, Моцарта, Бетховена, Верди», — говорит Лозовский.
Но, по мнению Лозовского, Донецку не хватает одного — культуры отдыха с джазом. «Джаз — это не массовая культура, а элитарная. В любом европейском городе можно зайти в кафе и послушать приятные голоса, хорошую импровизацию, в то время как в Донецке такой вид отдыха редкое кафе готово предложить», — говорит он. О проблеме бытования джаза писали многие исследователи. В частности Зоряна Рось, которая назвала эту проблему одной из главных в украинской джазовой традиции. Наверное, было бы правильным, если бы решение нашлось в Донецке. Все зависит от личностей. В свое время в Донецке ходил анекдот о том, что если бы местные бизнесмены интересовались не спортом, а культурой, то вместо ФК «Шахтер» мировую славу приобрел бы театр или филармония. Наверное, так оно и есть. И в этом нет ничего странного. Ведь каждый человек является носителем своих идей. И чем больше он в эти идеи верит, тем больше силы у этих идей.