Катастрофическое состояние недостроенного донецкого метрополитена по- прежнему не дает покоя общественности Донетчины, которая все активнее выступает за продолжение строительства любыми средствами. Так, совсем недавно донецкий городской общественный совет обратился с открытым письмом, адресованным Президенту Украины, премьер-министру и спикеру Верховной Рады, в котором выступил в защиту не только донецкого, но и днепропетровского метро, также пребывающего сегодня не в очень выгодном положении. Но если в Днепропетровске уже работает по крайней мере одна ветка, то в Донецке нет даже нескольких станций, в то время как транспортная, а вместе с ней и экологическая проблемы в этом городе приобретают все больший вес. Помимо того, что улицы шахтерской столицы уже просто задыхаются от невиданного количества транспорта, который, к тому же, еще и изрядно загрязняет атмосферу и без того не очень чистого города, совсем недавно специалисты обнаружили еще одну проблему, которая появится у Донецка, если строительство метро будет прекращено.
Как рассказал донецкий городской голова Александр Лукьянченко, закрыть стройку сегодня нельзя, потому что даже при умелой и верной ее консервации, ничто не сможет спасти Донецк от быстрого затопления районов, расположенных рядом со стройплощадками. Если раньше городские власти боялись, что в недостроенных тоннелях могут не выдержать крепления, и Донецк просто просядет под землю, то теперь город может превратиться в настоящую Венецию. Как выяснилось, в процессе строительства метро очень важную роль играла откачка воды из подземных участков: на всех 14 стройплощадках работают специальные водоотливы, которые спасают окрестные районы от затопления, однако, если строительство будет остановлено, водоотливы работу прекратят, и вода постепенно зальет городские улицы и затопит здания.
Сегодня в шахтерской столице началось активное обсуждение этой проблемы и, по словам донецкого мэра, губернатор Донецкой области Вадим Чупрун, как и обещал, занялся поиском денег на достройку донецкого метрополитена. В.Чупрун уже встретился с министром по чрезвычайным ситуациям, с министром окружающей среды, с которыми обсудил эти вопросы и начал работу по подготовке специально докладной записки премьер-министру. Все эти действия, по словам А.Лукьянченко, оставляют надежду на то, что на ближайшей сессии донецкого горсовета ассигнования на строительство метро увеличатся на 2 миллиона гривен. В 2005 г. на строительство метро из городского бюджета были выделены средства в сумме 1,5 млн. грн. Еще 5 млн. грн. планируется получить за счет средств, определенных ст. 49 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» на выполнение инвестиционных проектов и социально-экономическое развитие регионов. Однако этих ассигнований, конечно же, недостаточно.
В связи с этим общественный совет Донецка предложил Правительству утвердить Государственную целевую Программу развития метрополитена в г. Донецке на 2005—2010 годы и поддержать решение относительно финансирования из государственного бюджета в 2005 году строительства донецкого метрополитена.