Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Донетчане готовы сброситься... на метро

6 февраля, 2006 - 20:26

Самым знаменитым долгостроем Донетчины называют сегодня жители региона многострадальное донецкое метро, строительство которого ведется вот уже 15 лет и до сих пор не получает должного внимания и поддержки со стороны властей. Впрочем, донецкие власти максимально стараются помочь недостроенному донецкому метрополитену, но выделяемых средств из одного только городского бюджета на сегодня недостаточно — ни для того чтобы достроить хотя бы одну линию метро, ни для того чтобы прекратить стройку.

Тем временем затягивание этого процесса грозит непредвиденными осложнениями, ведь неиспользуемые тоннели и оборудование постепенно изнашиваются и стареют, а автоматика и телемеханика автоматически устаревает.

Этот вопрос уже неоднократно обсуждался на всех уровнях, однако пока особых подвижек в строительстве донецкого метро не видно. Из Госбюджета на прошлый год вообще была вычеркнута строка о финансировании строительства метро в Донецке. Но в августе эта проблема все же была еще раз поднята на специальном заседании Кабмина, который рассмотрел все вопросы деятельности и развития метрополитенов Украины. Уже тогда донецкие метростроители поделились с правительством своими бедами и добились утверждения комплексной программы развития метрополитена в Донецке и даже выделения на первоначальные нужды 15 млн. грн., которых, впрочем, надолго, конечно же, не хватит. Теперь у метростроевцев одна надежда: если Кабмин и Верховная Рада утвердят специальную программу развития метрополитенов страны, к 2010 году донецкое метро получит шанс на выживание и все же будет достроено.

Сейчас, по словам начальника Донецкой дирекции строящегося метрополитена Виталия Шаталова, основную часть расходов на метро должно взять на себя государство, и лишь потом в выделении средств на эти нужды должны участвовать городской и областной бюджеты Донецка. В целом, по словам специалистов, для полноценного завершения строительства и последующего запуска донецкому метро требуется ни много ни мало 800 млн., при том, что, по данным на 1 августа, метростроители уже выполнили работы на 140 млн. А при удачном раскладе для запуска первой линии донецкого метро необходимо освоить и вовсе 1,3 млрд. грн. капиталовложений. Все же, невзирая на постоянные перебои с финансированием, уже сейчас метростроевцам удалось выполнить большой объем работ при сооружении основы электродепо «Пролетарское», которое будет обслуживать одну из веток будущего метро. Кроме того, от уже созданной станции «Красный городок» пройдено 1200 метров перегонных тоннелей. Уже сейчас метростроителям есть чем гордиться: они достигли своего рода контрольного рубежа в строительстве, проведя тоннель к будущей первой станции донецкого метро. Однако особой радости они пока не испытывают. К сожалению, на тех копеечных суммах, которые выделяются на строительство, далеко не уедешь, ведь даже для того чтобы поддерживать уже пройденные выработки, строителям необходимо 20 млн. грн., а о серьезном продолжении работ можно говорить лишь при наличии 60 млн. грн. И то при таких темпах строительства донетчане впервые смогут спуститься в свою подземку лишь лет через 15…

И это при том, что ни в оборудовании, ни в строительных материалах, ни в рабочих руках у донецкого метро сегодня нужды нет. Многие донбасские предприятия, например, Новокраматорский машиностроительный завод, готовы производить нужные машины и материалы для донецкого метро, а рабочие на стройку активно идут с закрывающихся шахт области, причем, как правило, специалистов почти не нужно переучивать для работы в метро. Правда, по словам В.Шаталова, в прошлом году метрополитен потерял чуть ли не половину своих рабочих, однако они готовы вернуться, если финансирование возобновится. Пока же из восьми бригад, сформированных для строительства метро, работу осуществляет только три, причем рабочие зачастую работают просто в кредит, потому что финансирования нет.

При этом и городские власти Донецка, и дирекция строящегося метрополитена уже просто устали объяснять нужность и важность этого проекта для шахтерской столицы, которая просто задыхается от все возрастающего количества городского транспорта. Уже даже огромное число маршруток просто не справляется с большим пассажиропотоком, и город нуждается в дополнительном виде скоростного и удобного транспорта. Конечно, в Донецке можно было бы построить, например, скоростной трамвай, однако даже этот проект требует несоизмеримо больших финансовых вложений, чем метро. Более того, по словам В.Шаталова, для любого другого наземного транспорта городу уже необходимо расширять улицы, а сейчас этого сделать просто нельзя. А ведь чего проще — не скупиться и раз и навсегда завершить эту стройку, которая потом служила бы донетчанам не один десяток лет, да еще и была бы рентабельной.

Сейчас за метростроевцев Донецка активно вступился и губернатор Донетчины Вадим Чупрун, а также ряд представителей политических партий в Донбассе, но, увы, никаких сдвигов в плане продолжения стройки пока не видно. А ведь чем дольше тянуть со сдачей первого пускового участка, которая согласно плану уже должна была бы состояться, тем больше, по словам В.Шаталова, в итоге потребуется средств, ведь цены на оборудование и материалы растут ежегодно. Более того, в данном случае промедление в строительстве метро, согласно известному выражению, для Донецка просто «смерти подобно».

Проблема уже грозит перерасти в настоящую экологическую и техногенную катастрофу. Дело в том, что пройденные с начала строительства выработки были закреплены лишь временно, и теперь специалисты уже отмечают проседание грунта, что может привести к затоплению выработок из-за поднятия грунтовых вод. На сегодняшний день специалисты насчитывают пять потенциально опасных участков, затопление которых может распространиться и на прилегающие к ним территории. Например, в случае обвала стен котлована станции «Красный городок», построенного в 1998 году, который при условии укрепления монолитным железобетоном имеет срок службы 4 года, разрушатся ближайшие жилые дома, а также останется под землей проходческий комплекс КТ-5,6 Е22 стоимостью 6,3 млн. грн. Аналогичная ситуация может произойти в местах расположения еще четырех вертикальных стволов, в зоне влияния которых находится коксохимический цех Донецкого металлургического завода, газопроводы среднего давления, жилые дома, расположенные в самом центре Донецка.

Донетчане это отлично понимают и уже готовы не просто требовать от властей продолжения строительства на митингах, но даже согласны… сброситься на метро. Логика проста: даже если собрать по гривне с каждого жителя Донецка, получится более миллиона средств, которые, конечно же, не будут лишними. Впрочем, уже сегодня известно, что строительство метрополитена в Донецке готовы финансировать инвесторы из Китая, которые требуют лишь одного — правительственных гарантий, однако Кабмин таких гарантий не дает.

А ведь метро могло бы решить не только экологические и транспортные проблемы шахтерской столицы, но и такую болезненную городскую проблему, как безработица, которая особенно остро стоит в угольной отрасли. Так, согласно проекту работы метрополитена, на действующем метро планируется создать более 4000 рабочих мест, на многие из которых могут быть трудоустроены именно горняки. А на сам период строительства при наличии финансирования можно было бы трудоустроить более 2,5 тыс. человек.

Анна ХРИПУНКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ