Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дорогой украинцев

Наша страна — в первой десятке стран-доноров рабочей силы
18 апреля, 1996 - 19:38
УКРАИНСКИЕ МИГРАНТЫ В БЕНЕВЕНТО / ФОТО АЛЕКСАНДРА БУРКОВСКОГО

Среди 30 миллионов трудоспособных граждан почти каждый четвертый работает за границей. По оценкам экспертов, ежегодно около 2,5 млн. украинцев едут для нелегальной работы в другие страны. Первое место по количеству украинских «заробитчан» занимает Россия. Только на сезонных работах в Москве и Подмосковье ежегодно работает 200 тысяч наших соотечественников. Бывший российский премьер Егор Гайдар в одном из своих интервью даже пошутил: «Если у нас прекратится трудовая миграция из Украины, в Москве может остановиться общественный транспорт». По данным Всемирного конгресса украинцев и Института демографии и социальных исследований НАН, количество нелегальных мигрантов из Украины за 2005 год выглядит приблизительно так: Россия — 1 млн., Польша —300 тыс., Италия — 200 — 800 тысяч, Португалия — 65 — 150 тыс., Испания — 100 — 400 тыс., Турция — 35 тыс. и США — 20 тыс. человек.

ПРИВЕТ, ИТАЛИЯ!

Беневенто — типичный небольшой городок в центре Италии. По нашим меркам — среднего размера райцентр. До моря — несколько часов на авто, крупной промышленности нет, среди туристов, судя по всему, тоже не слишком популярный. Правда, жители этого городка немало гордятся тем, что Беневенто старее Рима. Нам за несколько часов показали местные памятки: античный театр, мост, воспетый великим Данте и триумфальную арку. Вот почти все, что осталось здесь от предыдущих столетий.

Но нас интересует, где мы можем встретить украинцев, которые сегодня здесь живут и работают. Оказывается, местные украинцы собираются каждый четверг и каждое воскресенье в центральном парке на пару часов, которые им удается вырвать у практически круглосуточной работы. Это чуть ли не единственное развлечение для наших «заробитчан». В парке обмениваются новостями, ищут работу.

Был четверг, поэтому нам не пришлось долго искать: среди нескольких отдыхающих мы безошибочно узнали своих соотечественниц. Все же есть что-то такое неуловимое, по чему «наших» точно выделяешь среди итальянцев. То ли манера одеваться, то ли выражение лица какое-то другое, заметное на фоне беззаботных итальянцев. Знакомимся. Одна из наших собеседниц из Запорожья, другая из Стрыя. Следовательно, в Италию на заработки едут не только из западной Украины. Постепенно сходятся еще люди, подсаживаются с других лавочек. Так собралось около двух десятков женщин. Из Херсона, Запорожья, Симферополя, Львовщины, Тернополя... Здесь представлена вся Украина. И еще одно, что бросилось в глаза сразу — женщины преимущественно среднего и старшего возраста. Их сюда привела потребность ставить на ноги и учить детей или внуков.

Одна женщина из Бибарки, что на Львовщине, объяснила все очень просто: «Мне жаль детей, чтобы не разбивались семьи, чтобы не уезжали. Но что им делать, зять не работает, нет работы, дочь не работает, нет работы... Правда внучка уже по телефону говорит: «Баба, когда ты уже приедешь, нам уже денег не нужно, ничего не нужно, только бы ты приехала». Но им же жить на что-то нужно». Но горькая правда еще и в том, что ценой таких заработков становятся разрушенные семьи. Очень часто мужчины, остающиеся дома, просто не выдерживают того, что жена исчезает на три-четыре года из жизни, ревность с одной стороны, непонимание, какой тяжелой ценой даются здесь деньги, с другой — вот только очевидные причины разрушения многолетних браков.

ЖЕНСКОЕ ЛИЦО МИГРАЦИИ

Мужчин-украинцев здесь мало, потому что сложно им найти работу. Вариант один — строительство. Но учитывая частые несчастные случаи на таких стройках, теперь работодатели не хотят брать нелегалов. Здесь даже термин есть — «белая смерть», когда вследствие таких случаев погибшие есть, но юридически их нет. Следовательно такие случаи, когда на заработки приехали и муж, и жена, вместе обустроились на новой территории или когда семья, несмотря на многолетнюю разлуку, сохраняется, скорее, счастливое исключение, а не правило.

Какие здесь способы заработка у женщин? На самом деле немного. В общем можно очертить как домашнюю работу. Или уход за стариками, или уборка и готовка в семьях, или воспитание детей. Принципиальная разница лишь в одном. Работать здесь можно «на день и ночь» и «на часы». Собственно, с работы «на день и ночь» начинают все. Начинающему другую работу получить трудно. Такая работа означает, что вы 24 часа в сутки будете принадлежать нанявшей вас семье, убирать готовить, ухаживать за стариками и детьми, словом, все обязанности, а кроме того — жить в семье постоянно. И семьи бывают разные. И ситуации, даже при условиях взаимного доверия, бывают разные. Могут и куском хлеба попрекнуть, и будто бы случайно намекнуть, что вы человек низшего сорта, и не выпустить лишний раз с дома или просто прятать еду и вещи от такой прислуги. Тяжело здесь не столько физически, сколько морально. Поневоле чувствуешь себя невольником, полностью зависишь от нанявшей тебя семьи.

Более привилегированная работа — «на часы». Но позволить ее себе могут лишь те, кто уже более-менее обустроился, смог снять себе квартиру или комнату, получить легальное разрешение на работу, найти работу повыгоднее... И даже при этом люди часто идут на круглосуточную работу.

Сколько зарабатывают? По разному. В среднем от 500 до 1000 евро. Бывает, что немного больше. Но если учесть, что какие-то деньги нужно здесь потратить на проживание, одежду, транспорт или квартиру, то в итоге получается не так уже и много. Часто люди сами себе во многом отказывают, чтобы отложить лишнюю копейку и выслать на родину. Одна женщина хвастается: «Я сейчас в тех туфлях, в которых четыре года назад из дома приехала!». Одеваются на местном базаре, довольно непритязательно. Большинство из женщин здесь уже не первый год. Как правило, года три-четыре, есть и по шесть, и по восемь. «Я боюсь возвращаться в Украину, потому что у меня предпенсионный возраст. Какую я там могу работу получить? Только базар. А здесь у меня все же есть работа, меня здесь уважают, я свои часы отработала и иду домой. Я и моя внучка каждый день разговариваем по телефону, а это значит, что мы друг о друге помним, — говорит женщина из Запорожья, которую мы заметили первой. — У меня мама пенсионерка, я за другой бабушкой здесь смотрю, меня здесь любят, уважают. Но ведь я свою маму оставила, я вынуждена здесь за ней смотреть, чтобы моя мама могла лекарства купить. Я о своей маме хочу так заботиться, как здесь я за этой женщиной смотрю. И стыдно, что нужны деньги, просто нужны деньги».

Подошел к группе и отец с ребенком. Они здесь всей семьей. Это тот редкий счастливый случай, о котором мы говорили. В Украине он был певцом, победителем международных конкурсов, подавал большие надежды. Теперь работает на стройке. К слову сказать, почти все наши собеседницы имеют высшее образование. Педагоги, юристы, медсестры, математики. Итальянцы любят наемников с образованием. И перспектив найти работу больше. Но... «Украина мне дала очень много, — рассказывает молодой отец, — я не могу своим детям в Италии дать того, что мне дали мои родители в Украине. Я в Украине ходил на музыку, на волейбол, на каратэ, вообще, что хотел, то мне помогали, здесь я этого не могу дать, поэтому мы должны возвращаться в Украину, если хотим нормально строить свое будущее».

ДОМОЙ, НО КОГДА?

В маленьком городке все и все на виду. Об украинских «заробитчанах» знают все. Но в общем они имеют хорошую репутацию, не замешаны ни в чем, а, наоборот, полезны местным властям и всей Италии. Правда, сегодня итальянские политики разошлись в этом вопросе, половина парламента выступает за таких «заробитчан», другие — против, говорят, что украинцы забирают у итальянцев работу. Но пока политики спорят, жизнь идет. И жизнь подсказывает, что наши «заробитчане» для Италии выгодны, потому что такую работу итальянские женщины делать не будут. Выгодно и то, что украинки имеют по большей части нелегальный статус, ведь так им можно платить намного меньше. Большинство здешних нелегалов имеют просроченные визы и просто боятся ехать домой. Итальянская сторона, как правило, выпускает. А вот при въезде в Украину очень легко можно получить штампик в паспорт, при котором снова выехать в Италию будет очень и очень тяжело. Вот и сидят такие женщины в Италии годами нелегально. А с Украиной, с детьми, с родителями связь разве что по телефону и по почте. Нас уже давно не пятьдесят два миллиона. Сколько из тех исчезших миллионов украинцев сегодня живут в Италии? Только в небольшом Беневенто их больше сотни. А есть еще Неаполь, Рим, Милан... Создается впечатление, что наших соотечественников здесь миллионы. А еще в Испании, Португалии, Германии, Польше, России...

А оценивает ли Украина справедливо труд этих людей? Ведь они ежегодно, откладывая копеечку к копеечке, перечисляют в Украину миллионы долларов. Платят из этих денег честно налоги, за эти деньги строятся и растут новые и новые банки, за эти деньги заробитчане дают своим детям высшее образование, ухаживают за своими родителями, строят себе жилье, открывают собственный бизнес и создают новые рабочие места. Словом, делают многое из того, чем должно заниматься государство. И все это легально. Сейчас деньги, посылаемые трудовыми мигрантами родственникам в Украину, составляют до 10% ВВП. Эти миллиарды долларов способствуют оживлению внутреннего рынка, но путь Мексики, поднявшей свою экономику в общем благодаря деньгам трудовых мигрантов, работавших в США, нам вряд ли подойдет. Сейчас массовая трудовая миграция превратилась, на взгляд экспертов, в серьезную угрозу будущему экономическому развитию. Пребывание миллионов квалифицированных соотечественников за границей в ближайшие два-три года начнет негативно влиять на темпы экономического роста страны. В регионах инвесторы уже сейчас жалуются на нехватку квалифицированной рабочей силы — чуть ли не главного компонента инвестиционной привлекательности Украины.

Почти все наши соотечественники, которых мы встретили в Италии, планируют вернуться домой. Только каждый год приходится остаться снова, а потом снова... Одна из женщин хочет купить в родном Тернополе квартиру, но квартиры дорожают быстрее, чем она успевает зарабатывать. И так ежегодно. Снова не хватает, и снова Италия. У другой дочь студентка, а потом безработица, а потом копеечная зарплата. И просто некому содержать семью. Другая просто боится, что не найдет работы в таком возрасте. А поэтому еще год, и еще год...

Тарас ТКАЧЕНКО, Александр БУРКОВСКИЙ, Киев — Беневенто — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ