Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Драма с последним предупреждением

Немецкий опыт сосуществования человека и собаки
6 февраля, 2004 - 00:00


Далеко не секрет: то, как строятся взаимоотношения граждан отдельно взятой страны с братьями меньшими, является для старушки Европы одним из определяющих факторов оценки цивилизованности общества. Не менее важным, нежели такие, казалось бы, более серьезные показатели, как свобода прессы, уровень экономической свободы, гендерный паритет и т. п.

О том, как решается (а скорее — не решается) данный вопрос в Украине, «День» рассказывал в предыдущую пятницу. Сегодня на страницах газеты — взгляд на проблему в Германии. Предлагаем читателям «Дня» подключиться к обсуждению этого актуального вопроса.

Задумчиво и тихо. Даже в городе. Шелест проезжающих машин и велосипедов. Редкая собака гавкнет в соседнем парке. Даже несмотря на то, что собак со своими хозяевами гуляет множество. Тихо. Немецкие собаки почти не лают. Редко. По соответствующему законодательству собака может лаять в местах общего пользования не более 30 мин.

Любой сосед может подать в суд на хозяина пса, если животное ему мешает и тревожит лаем более получаса в день. Домовладельцы сами решают: быть в их собственных или сдаваемых домах и квартирах хвостатым друзьям или нет. По закону. В новых строениях — чаще всего не позволяют.

Так что? Здесь живут собаконенавистники? Наоборот! В Германии всегда любили, любят и уважают собачью породу!.. Добропорядочные немецкие граждане просто помешаны на своих четвероногих питомцах, но это помешательство (с любовью и заботой) должно протекать в рамках закона и порядка. И никак не иначе!

И телевидение не обходит своим вниманием человеко-собачье «общежитие». По первому общенемецкому каналу ARD идет большая программа в прайм-тайме под названием «Sitz!»: сидеть, значит. В подзаголовке — интригующий репортажный ход: «Собачий инспектор идет!» Симпатичный и принципиальный инспектор полиции Сабина К. начинает обход и объезд своего обширного и беспокойного собачьего участка.

Но в Германии еще далеко до идиллии: собаки безобразничают, нападают на людей и кусаются, иногда уродуя даже детей. Поэтому хозяева знают, что каждый пес аттестуется полицией и «права» должны быть предъявлены. Особенное внимание — бойцовскому псу, который уже проштрафился, покусав на прогулке маленькую невинную собачку.

И вот на приеме у инспектора хозяин этого «агрессора» волнуется и даже пускает слезу — ибо стоит вопрос о дальнейшей судьбе провинившихся. Будет ли дано право на дальнейшее содержание любимой, но провинившейся собаки? Драма с последним предупреждением и штрафом разрешается пока с помощью известного призыва: «Учиться, учиться и еще раз учиться!»

Все решат собачьи курсы, и для хозяина тоже. Здесь теоретически и практически должны быть закреплены все школьные требования по технике вождения собаки, командам, безопасности.

И только жесткий экзамен (первичный или последующий) определит: разрешается или нет испытуемого питомца спускать с поводка, должен ли (и в каких случаях) он быть в наморднике. И главное: пребывает ли сей пес после обучения в пределах разрешенной агрессивности?

...Почему же опять всхлипывает перед инспектором Сабиной К. симпатичный хозяин этой милой собаки, которая вновь проявила агрессивность после всех воспитательных мер? Теперь только ветеринарный врач поставит диагноз: является ли данная агрессивность следствием характера и натуры — или имеет другие причины? Сопереживаем и вздыхаем с облегчением. Оказывается, Kunig физически абсолютно здоров, но проявляет агрессивность только по отношению к маленьким собачкам. Знакомо.

Действие (вместе с инспектором Сабиной) переносится в семью данного пса. И если слезы главы семьи мы уже видели, то теперь всхлипывает супруга и смущенно выглядит любящий ребенок. Инспектор требует прохождения еще одного курса исправительного обучения (не бесплатного, конечно).

— Мы уже заплатили за собаку, — стонет хозяйка, — более 2 тыс. евро. Собака мне стоит дороже, чем мой ребенок!..

— Это и есть ваш второй ребенок, — замечает инспектор, выписывая очередную квитанцию, и отправляется дальше по делам своей службы.

В любом парке и на любой улице эта служба и заботлива, и строга. Камера и Сабина фиксируют возле детской коляски пса без соответствующего поводка и намордника. Штраф. А вот анонимный звонок приводит к вежливому визиту к хозяину, который спит со своими тремя псами, мало того — они прыгают выше уровня груди — непорядок.

Во многих добропорядочных немецких семьях заметно, что собаки уже давно стали домашними конкурентами детей и внуков. По любви и заботе. Важное капиталистическое отличие — разнообразие и ассортимент — присуще и собачьему миру спроса и предложения. Важно вышагивают или выходят из своих «Мерседесов» крупные хозяева с представителями дорогих и диковинных пород. Есть собачьи магазины, где предлагают попоны и жилетки, усыпанные бриллиантами, а рядом можно купить весьма скромные ботиночки для снега и попонки для обогрева вашей любимицы.

В широком собачьем спектре на ТВ показывают чудеса свершений служебных и охотничьих собак, захватывающие зимние гонки в Альпах на настоящих собачьих упряжках.

Однако массовое собаководство, присущее немецкой дворовой и парковой традиции, — вот что для нас показательно и отлично. Нет здесь никаких брошенных, ничьих, бродячих псов — тем более в страшных стаях. Поэтому отсутствует наш удручающий процесс для собак и некоторых людей постепенного одичания. В то же время массу трудностей переживают наши переселенцы и эмигранты, оказавшись со своими постсоветскими собаками в новых собачьих и человеческих условиях. Тоска. Здесь непросто порезвиться, тем более — куснуть и нагавкать с пеной у рта.

Непривычные правила вызывают стресс. Ходи себе с определенной скоростью по определенному месту. И ни в какую собачью голову даже мысль не приходит перебежать через улицу или изорвать в клочья непонравившиеся штаны. А что нюхать? Ничего большого и существенного на травке нет. Только на редком снегу ярко «кричат» желтые замысловатые следы.

Всеобъемлюща и глубока любовь к собакам по всей Германии. Порядок в собачьих рядах и безопасность людей здесь обеспечены. Но что же не так громок «веселия глас» во дворах и на лужайках? Где страстные бега, где настоящие собачьи свадьбы?!

Тайна открылась мне. Почти полная и добровольная кастрация собак и кошек. В стране и обществе, где огромное внимание уделяется сексу между людьми, — собаки лишаются основного инстинкта, природных радостей.

Но есть важное обстоятельство в нашей стареющей и напряженной Европе. Верная собака помогает в старости и одиночестве! И у них, и у нас. И, может быть, здесь половой собачий вопрос отходит на второй план — после дружбы и любви человека и собаки любой национальности.

Юрий ИВАНОВ, Мюнхен
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ