У отечественного секс-бизнеса маленький повод для оптимизма: начальник столичной милиции Виталий Ярема заявил, что он, как частное лицо, одобряет легализацию проституции. Естественно, его личное мнение никоим образом не повлияет на его служебную деятельность как должностного лица, но сам факт того, что такое признание прозвучало не в узком кругу друзей, а публично, кое-что да значит.
О ЛИЦЕНЗИЯХ И НАЛОГАХ
Упоминание о проституции содержится в двух кодексах Украины — административном и уголовном. Статья 181-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях — занятие проституцией — влечет за собой штраф от 85 до 255 гривен. А с 2001 года существует статья 303 часть 1 Уголовного кодекса Украины, которая предусматривает наказание за систематическое занятие проституцией (не менее трех раз) в виде штрафа от 850 до 8500 гривен или общественных работ сроком до 120 часов.
А теперь посмотрим, что выходит на практике. По данным Департамента по борьбе с незаконной торговлей людьми МВД Украины, ежегодно на учет ставится до 8 тысяч проституток (если девушка в течении года больше ни разу не попадалась, она автоматически снимается с учета как человек, вернувшийся на путь истинный). На эти 8 тысяч ежегодно составляется от 2 до 3 тысяч админпротоколов по статье 181-1. Это означает, что далеко не каждая молодая особа, задержанная за проституцию, привлекается к админответственности. Работники милиции имеют законное право подходить к этому делу творчески и в силу малозначительности правонарушения могут ограничиться устным замечанием.
Для составления протокола девушку можно держать в милиции не более трех часов и затем отпускать. А штраф за проституцию налагает не милиция и не суд по месту совершения правонарушения, а административная комиссия при исполкоме совета народных депутатов по месту жительства правонарушительницы. То есть, если она, например, приехала в Киев из Глухого села Захудалого района Дальней губернии, то материалы будут отправлены на деревню дедушке. Впрочем, канцелярии не всегда их и отправляют по причине отсутствия конвертов.
А вот за систематическое занятие проституцией за все время существования этой статьи было осуждено «аж» ноль человек. Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что в нашей стране проституция запрещена только на бумаге. Тогда следует логичный вопрос: зачем лицемерить и лгать самим себе — не проще ли разрешить заниматься проституцией, как в порядке индивидуальной трудовой деятельности, так и создавать предприятия по предоставлению интимных услуг. И пусть они налогами пополняют державную казну.
Легко сказать! Тогда для этого надо принять нечто вроде закона о проституции, где бы четко регламентировалось получение лицензии, регулярное прохождение медосмотра, обязательное наличие договора об охране (защитить девушку от разбушевавшегося клиента), страхование от несчастных случаев (профессия все-таки рискованная), а также такие мелочи как личное удостоверение проститутки (с откровенным фото) и кассовый аппарат (в интимном месте). Обязательно следует учесть, что себестоимость всех этих расходов выльется в такую копеечку клиенту, что он наверняка пойдет к дешевым и незарегистрированным путанам, а потому придется дополнять карательные кодексы такими статьями как, например, нарушение правил занятия проституцией или предоставление интимных услуг в неустановленных местах.
Одним словом весь доход от этой затеи уйдет на содержание контрольно-ревизорского аппарата, а основная масса девчонок, как работала раньше, так и будет работать. То есть они будут нарушать закон, а милиция будет их за это ловить. Так что в реальных условиях ни один серьезный политик, ни до выборов, ни после, не рискнет выйти с законодательной инициативой о легализации проституции, чтобы не стать всеобщим посмешищем.
КОНТРОЛЬ ЗА ПРОСТИТУЦИЕЙ: ОПЕРАТИВНЫЙ И ФИСКАЛЬНЫЙ
Есть и другая, не менее важная причина держать древнейшую профессию под официальным запретом. С точки зрения криминалистической тактики, проституция — это когда два совершенно незнакомых человека анонимно и без свидетелей встречаются в потаенном месте. При этом они обнажаются друг перед другом, становясь беспомощными и беззащитными. Такой человек очень удобный объект преступления, другими словами говоря, убьют, зарежут и концов не найдешь.
Проститутка может обокрасть клиента, усыпив клофелином, или ограбить с помощью подельщиков, заманив его в заранее приготовленную ловушку. С другой стороны, девушка тоже может стать жертвой садиста-извращенца. А если, не дай бог, дело будет иметь летальный исход, тогда весь личный состав органов внутренних дел, оставив в сторону другие преступления, бросится искать убийцу. Ибо для милиции нет ничего страшнее, чем сексуальный маньяк: сегодня он тренируется на проститутках, а завтра будет караулить школьниц.
Такие преступления вечные спутники проституции, поэтому она обречена всегда находиться под милицейским контролем. Для этого и существует статья 181-1 Административного кодекса. Пользы от ее штрафов, конечно, как от козла молока, зато она дает право задержать проститутку на законных основаниях, доставить ее в райуправление, установить ее личность, сфотографировать и снять отпечатки пальцев.
На этом криминалистическая функция милиции и заканчивается. Зато начинается другая — экономическая. Официально проститутки налоги государству не платят, но зато они платят поборы государевым слугам, то есть милиции. Причем, величина платежей приблизительно равна налогу на добавленную стоимость — 20 процентов. Если девушка получила с клиента 100 долларов, значит, милиционерам она должна отдать 100 гривен. Если работает на улице — то ночному экипажу, который ее патрулирует, если в сауне — участковому инспектору, на территории обслуживания которого она расположена, и так далее, в зависимости от того, в каком месте проститутка оказывает интимные услуги, и кто это место имеет возможность контролировать.
Возможностей заставить платить у милиции море. Самый законный способ — доставить задержанную в отделение на три часа для составления протокола. Вроде и небольшой срок, а трудовая ночь потеряна.
Можно составить на девушку протокол не только за проституцию, но и за мелкое хулиганство (статья 173 КУАП) — за такое правонарушение взыскание накладывает местный суд, который может дать за него до 15 суток ареста. Для этого нужно только написать в протоколе, будто бы проститутка громко выражалась нецензурной бранью в общественном месте и на замечания не реагировала. Даже если ничего этого не было, судьи все равно проявят полное понимание ситуации и отправят девушку на несколько суток за решетку.
Самое жестокое наказание — направить проститутку в приемник-распределитель для бомжей на срок до 30 суток или до установления личности. Ведь девчонки с собой на работу паспорт не берут, а у многих он вообще отобран, похищен, утерян. И если задержанная из провинции, то ответ на запрос, подтверждающий ее личность, будет идти очень долго. И формально сотрудники милиции будут правы: кто ее знает, может назвалась чужим именем, а сама где-нибудь разыскивается за убийство.
КАЖДАЯ ПЯТАЯ ГРИВНЯ — В КАРМАН МИЛИЦИИ
Однако от всех перечисленных выше наказаний освобождаются те девчонки, которые исправно платят стражам порядка. Причем милиционеры вовсе не считают это чем-то позорным. С их точки зрения, таким образом они добирают себе недовыплаченное государством вознаграждение за свой труд. Увы, но бороться с коррупцией путем повышения зарплат у нашего бюджета оказалась кишка тонка. Обещанное министром Юрием Луценко повышение окладов простым милиционерам погоды не сделало. Раньше получали 300—400 гривен, теперь — 700—800, однако всю прибавку «съело» повышение цен, а недавно без всякого шума у милиции отобрали бесплатный проезд на метро, чего никогда раньше в ее истории не было.
И если для офицеров, достигших полковничьих и генеральских высот, сто долларов — не взятка, а диагноз, то простому милиционеру и десятка гривен не будет лишней. Поэтому все грозные приказы вымести проституцию с проспекта Победы или с Окружной дороги натыкаются и будут натыкаться на глухой саботаж со стороны личного состава.
Бесполезность этих попыток ярко иллюстрирует случай, недавно происшедший в одном из столичных райуправлений милиции. Заместитель его начальника, проехав ночью по проспекту, был удивлен необычным обилием путан и дал по рации команду двум автопатрулям немедленно доставить в камеры всех проституток. Однако через десять минут ему доложили, что доставлять некого, потому что никого там нет. Лично проехал проверил — действительно, всех девчонок словно корова языком слизала. Но старый полковник был мудрым человеком и сразу же пригласил всех шестерых милиционеров к себе в кабинет, попросив при этом выложить ему на стол свои мобильные телефоны. А через несколько минут начался удивительный перезвон: проститутки наперебой спрашивали: «Ну что? Ваш «Мухомор» уже уехал? Можно работать дальше?».
Неверно будет думать, что милиционеры покрывают абсолютно всех путан: тех, кто не хотят платить, или тех, кто вышел на работу впервые, они безжалостно задерживают и доставляют, но старых проверенных подруг стараются беречь. Эту годами налаженную систему не поколеблют и внезапные проверки ГУВД и МВД с привлечением наружного наблюдения с видеосъемкой. Потому, что в этих вышестоящих инстанциях работают «тоже люди», вышедшие из милицейских низов, которым ничего не стоит позвонить старым друзьям, с которыми вместе топтали землю, и предупредить, чтобы сегодня все сидели тише воды, ниже травы.
Но даже если кого-то и поймают, дело можно замять. Потому что сами проверяющие (как частные лица), тоже не считают позорным, что милиционеры берут деньги с проституток — пусть берут себе на здоровье, только при этом делятся. И тогда им есть смысл как предупреждать заранее о запланированной проверке, так и после ее проведения порвать и выбросить уличающие материалы.
А почему же тогда, спросите вы, регулярно появляются сообщения о том, что служба внутренней безопасности в очередной раз изобличила сотрудников милиции, занимавшихся вымогательством у проституток. Да потому, что исключения только подтверждают правила. Ведь обычная проверка может только запечатлеть, что милицейский автопатруль подъехал к девушке, пообщался с ней и даже взял у нее деньги. Но для того, чтобы возбудить уголовное дело и предъявить обвинение, нужно чтобы сама проститутка подала официальное заявление об этом.
А зачем ей это надо? Какая ей из этого выгода? Даже если снимут с маршрута этот экипаж, завтра вместо него приедет другой, и ее показания никоим образом не улучшат условий ее работы. Может брать с нее деньги новые ребята и побоятся, однако не давать ей работать они все равно будут иметь полное право. Но в том-то и дело, что в семье не без урода. Согласно неписаному закону, милиционер может сделать с проституткой только одно из трех действий: либо доставить в райотдел, либо взять с нее деньги, либо взять «натурой». Причем деньги и интимные услуги только по добровольному согласию.
Однако и в милиции встречаются такие «беспредельщики», которые хотят все и сразу, либо дерут такие деньги, что девушке становится просто невыгодно дальше работать. И тогда уже для нее имеет смысл сотрудничать с УВБ: если посадят плохих милиционеров, с теми, кто придет на их место, она всегда сможет договориться, но за разумную цену. А на всех сотрудников не хватит никакой службы внутренней безопасности. Разве если одна половина сотрудников милиции будет заниматься только тем, что следить за другой.