Наталья БАСТУН, кандидат психологических наук:
— Однозначного ответа тут быть не может. Как обязательное ношение школьной формы, так и полный отказ от нее имеет свои положительные и отрицательные стороны. Психологический смысл унифицированной одежды — это во-первых, сигнал о принадлежности к определенной социальной группе, во вторых это — разновидность деловой одежды. На улице школьная форма «сигналит» встречным о том, что этот ребенок или подросток сейчас или спешит в школу, или возвращается из нее. В самом учебном заведении ее задача — дисциплинировать, настроить на серьезный лад. Сейчас каждое учебное заведение может выбирать цвет и фасон формы. Поэтому форма — еще и сигнал о принадлежности к тому или иному учебному заведению. К слову, эту же роль выполняют специальные значки, эмблемы, галстуки и другие аксессуары.
По моим наблюдениям, возврат к форме не в последнюю очередь обусловлен тем, что она уравнивает школьников из семей с разным уровнем материального достатка и культурного уровня. Это вполне естественная человеческая потребность — выделить себя из окружения, или слиться с ним — кому что нравится. И как раз одежда в этом отношении дает много возможностей. Например, одев побогаче и подороже свое чадо, можно послать сигнал о своей зажиточности. Те дети, чьи родители не могут или не желают участвовать в такой «ярмарке тщеславия», нередко чувствовали себя ущемленными. Так что введение обязательной формы помогает уравниванию учащихся, и что очень важно, пропагандирует культуру одежды.