Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Другой восток, или Впечатление от первого Сватовского вече

6 марта, 2014 - 12:31
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Мы все живем в мире стереотипов. И не является новостью, что даже самый критический аналитик имеет в своем сознании определенные шаблоны и трафареты. А что мы знаем о востоке Украины? А точнее — с чем ассоциируется он у украинцев?

Терриконы, копанки, бандиты, русский язык, доминирование пророссийских сил, советское мышление, комсомольцы.

Эдакий рисунок из клякс в темных и серых тонах. Украину там не любят. Бандеру ненавидят. Западенцев побаиваются. На выборах, если и голосуют, то или за коммунистов, или за тех, кто предлагает двуязычность.

Я — житель востока. Корни мои слободские, родился в донбасском Луганске — дальнем востоке Украины.

Я знаю два востока. Нет, не восток пророссийский и восток проукраинский.

Восток людей мыслящих и восток людей апатичных. Апатичных к мыслям, к собственной судьбе, к общественным проблемам, к истории. Именно второй восток самый тенденциозный, наиболее пригодный к манипуляциям, на которые с легкостью ведется.

Он мыслит картинками, эмоциональными привязками, мифами. Эти мифы готовятся для него и скармливаются ему. Особенно под выборы. Этот восток формирует квазипространство, где исчезает смысл существования демократического государства, законов, патриотизма. Этот восток — рудимент советской выучки, то, что в народе зовется «хомо советикус». Он легко глотает примитивные посылы — колбаса, зарплата, «наши», «бандеры», Путин.

Восток людей мыслящих — это небольшая прослойка тех, кто ничего не ожидает дармового и ни на кого не надеется. Это не обязательно интеллигенция. Не обязательно журналисты или историки. Скорее — это люди, которые способны критически относиться к действительности.

На выборах они — в том числе русскоязычные — перед тем как поставить «галочку» в бюллетене, задумываются о том, как может руководить страной отсидевший енакиевский «пацанчик»? Они могут ратовать за двуязычность, но им не придет в голову избирать человека с «понятиями». Таким людям трудно наобещать.

Жаль, но апатичный восток доминирует. Эпоха советской оккупации, идеологические внушения, «советский образ жизни» с ожидаемой зарплатой, нивелируемой ответственностью и обязательной покорностью сделали свое дело. Именно благодаря этому востоку существуют вышеупомянутые стереотипы. И именно в этих стереотипах, в этом однобоком восприятии востока кроется ошибка. Не Ленина или Путина здесь любят, не двуязычность здесь отстаивают, не Таможенным союзом бредят. Все это — поверхность. Здесь желают лишь своевременной зарплаты и минимум ответственности. Имвенно поэтому на востоке так испугались недавних событий в Киеве. Не потому что на востоке боятся националистов, не потому что Бандерой в Горловке можно пугать детей, а потому что человеку с востока бунт непонятен. Потому что на бунт способен тот, кто чувствует собственную самостоятельность, полноценность и дорогую несправедливость и притеснение воспринимает остро. Но это ставит под угрозу своевременное получение пайки! Это ведет к наказанию! И что еще хуже — это может привести к ответственности за последующую жизнь без патрона.

Когда недавно меня пригласили на первое Сватовское ВЕЧЕ, я отнесся к этому с определенной иронией. Какое Вече может быть в русифицированном слободском регионе? В городе, где с 1959-го года осталась лишь одна украиноязычная школа. В городе, где свинья, огород и «запорожец» являются мерилом зажиточности и смыслом бытия. Я ехал в Сватово с мыслью еще раз увидеть склоны местной реки, такой теплый сердцу ландшафт из меловых гор и услышать те приятные звуки, которые бывают лишь в селах, где природа и человек существуют в непосредственном единении. А еще — апатичные лица сватовчан и формальные выступления местных руководителей.

И вот в самом центре Сватово перед моими глазами предстал стенд с траурными фото и надписью «Слава Небесной сотне! Герои не умирают!»

Можно было ожидать чего угодно. Осторожного перекрашивания политиков, одиночные выкрики в толпе одиноких националистов, формальные призывы о почтении погибших и показной скорби, но не вмонтированный в сердце города поминальный стенд с лицами людей, которые не имели отношения к Сватовщине.

Друг за другом выступающие начали выходить на сцену перед сватовчанами, выкрикивая лозунг «Слава Украине!», который люд поддерживал эхом «Героям слава!». Извинялись и за поддержку Януковича, и за то, что не принимали участие в событиях на Майдане. Приглашенные святые отцы разных церквей обнялись, расцеловались...

Именно погибшие невидимым духом объединяли собравшихся. Смерть стала стержнем, который не давал покачнуться осознанию того, что мы забуксовали во времени. Что нужно коренное изменение мышления, принципов существования. Трагедия стала стеной, в которую врезались с пониманием, что дальше так нельзя. На фоне прерванной жизни закачалась привычная система координат рядовых собраний.

Городской голова Евгений Рыбалко сцементировал выступления конкретными предложениями по защите Сватово от рейдерских интервенций. При этом вспомнил, что в Партии регионов, к которой он сам никогда не принадлежал, много людей, с которыми можно эффективно сотрудничать...

Так я в этот день увидел в Сватове другой восток. Людей, понимающих, что никакая власть не стоит смертей. Людей, способных признавать ошибки. Людей, имеющих горячие сердца и теплые души. Людей, которых еще не так много для критической массы, которая может сдвинуть поломанный воз, застрявший в болоте времени.

Валентин ТОРБА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ