Не так давно посчастливилось попасть в славно известную или больше печально известную Бендерскую крепость, которая сегодня находится на территории самопровозглашенной Приднестровской республики и принадлежит Молдавскому государству. Вместе с коллегами-товарищами Еленой Бачинской, Сергеем Лепьявко, Ярославом Федоруком, Александром Кухаруком и другими известными историками в рамках научной конференции «Південна Україна: козацька та після козацька доба» (которую проводил в конце июня 2012 года Одесский национальный университет им. И. Мечникова совместно с Институтом истории Украины НАН Украины) с большим профессиональным любопытством проехались по историческому маршруту: Одесса — Бендеры — Варница.
Почему Бендерская крепость знаменита? Да потому, что со времени ее основания молдавскими князьями в начале XV в. (хотя, очевидно, что человеческие поселения здесь были еще задолго до того) как Тигини или Тягини украинцы имели большое влияние на историю города и местной крепости. Уникальная твердыня была сооружена после захвата Тягини Османской империей и неоднократно атаковалась и захватывалась украинским казачеством в течение XVI—XVIII вв. На территории крепости в 1806 году находился основоположник украинской литературы Иван Котляревский, который в чине майора армии Российской империи освобождал ее от турков. Но еще до него, во время очередной русско-турецкой войны, некий корнет Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, находясь в составе русских войск, «облетел на ядре» в 1737 году всю Бендерскую крепость, о чем собственноручно и записал в своем дневнике. А еще до того, в 1710 году, гетман Войска Запорожского Пилип Орлик вместе с другими славными мазепинцами заключил здесь знаменитый документ под названием «Пакты и Конституции».
Можно было бы еще много говорить о славной этой твердыне и разнообразных подвигах деятелей, посещавших ее. Однако Бендерская крепость также и печально известна для нас, современных украинцев. И прежде всего потому, что, отвоевывая ее у Османов, у крепостных стен погибли в разные исторические периоды тысячи украинцев. Однако наиболее приметной для национального прошлого стала смерть в ночь с 21 на 22 сентября 1709 года в одном из помещений крепости украинского гетмана «обеих сторон Днепра», кавалера многих орденов уже на то время тяжелобольного Ивана Степановича Мазепы.
Официальный историограф шведского короля Георг Нордберг в своем дневнике записал, что на торжественных похоронах украинского героя присутствовал шведский монарх Карл ХІІ со всей свитой. Впереди похоронной процессии шли королевские горнисты, а сам гроб, обитый красным бархатом с широкими золотыми «позументами», находился на специальной телеге, которую запрягли шестью белыми лошадьми. С обеих сторон шли несколькими рядами казаки с оголенными саблями. Перед гробом генеральный бунчужный нес гетманскую булаву, поблескивавшую жемчужинами и драгоценными камнями. За гробом шла толпа казацких женщин, которые по украинскому народному обычаю голосили и плакали. Сзади них верхом на лошадях ехали главные претенденты на осиротелую гетманскую булаву — генеральный писарь Пилип Орлик и племянник Мазепы Андрей Войнаровский. А уже за ними двигалась вся казацкая старшина при участии высшего шведского офицерства. Очевидец тех событий отмечал, что казаки шли с приспущенными флагами и саблями. А когда гроб с телом гетмана Мазепы принесли к приходской церкви в селе Варница неподалеку Тягини, то казаки дали одновременный залп из мушкетов.
Какие мысли роятся в голове у современного историка во время пребывания в Бендерской крепости и припоминания вышеприведенных исторических фактов? Вспоминалось, что в Украине в это же время (по сообщениям летописцев) распространялись слухи, что гетман Мазепа не умер и не был похоронен в далекой Молдове, а будто бы это были фиктивные похороны ради того, чтобы дать опальному политику добраться до Киева, где он принял монашество в Киево-Печерской лавре. Вспоминались и слова одного из первых украинских историков Олексы Мартоса (уже по возвращении из Бендер опять перечитал его мемуары), который, находясь в 1810 году в городе Галаце, а именно в галатский Собор св. Юрия (совр. Румыния) был потом перенесен прах гетмана из Варницы, писал: «Мазепа умер в отдаленности от отечества своего, коего он защищал независимость; он был друг свободы и знание стоит уважение потомства. После его удаления из Малороссии, жители ее потеряли свои права, столь священны, которые Мазепа долго защищал с свойственною каждому патриоту любовью и горячностью. Его не стало, а имя Малороссия и сих храбрых казаков изгладилось из списка народов, хотя не великих числом, но известных своим существованием и конституцией. Теперь богатая Малороссия составляет наряду с прочими две или три губернии» (приводим на языке оригинала). Правда, содержательная цитата потомка казацко-старшинского рода, и, главное, что от начала ХІХ века, остается актуальной...
Прохаживаясь вместе с коллегами по Бендерской крепости и профессиональным глазом оценивая ее сохранность (здесь надо отдать должное дирекции местного музея, которая не только хорошо сохранила, но и реставрировала ее большую часть), а также обсуждая историю жизни Ивана Мазепы (в музее на территории крепости есть его изображение и даже небольшой бюст), думалось: смог ли бы он один выступить против могучего русского царя? Конечно же, нет, ведь рядом с ним это делали представители тогдашней настоящей национальной элиты. В последний путь покойного провожали не только Пилип Орлик и Андрей Войнаровский, но и влиятельные правительственные чиновники Украинского казацкого государства: кошевой атаман К. Гордиенко, генеральный обозный И. Ломиковский, генеральный бунчужный Ф. Мирович, генеральный есаул Г. Герцик, генеральный судья К. Довгополый, генеральные и полковые старшины — И. Максимович, Д. Горленко, Ф. Нахимовский, И. и О. Герцики, В. и М. Ломиковские и еще много казаков и членов их семей. Что с ними случилось, какова была их судьба? Отдельные из них так и умерли на территории крепости, другие отправились в Швецию и другие европейские страны, третьи — на территорию Османской империи. Для примера, недавно в Институте истории Украины состоялась интересная лекция шведского историка Хокана Хенрикссона о том, как около тысячи казаков работали в Швеции в течение 1710—1740 гг., выучили шведский язык, а отдельные из них даже женились на красивых шведках и оставили в стране викингов замечательное потомство.
Конечно же у стен замечательной исторической достопримечательности думалось, а почему бы рядом с памятником Ивану Котляревскому и памятным знаком в честь заключения Конституции (а они стоят на внешней территории Бендерской крепости) не установить памятник Ивану Мазепе? Здесь он умер за волю украинского народа, за независимость Украины. Ведь ныне у нас есть памятник гетману, который установлен в 1994 году в селе Мазепинцы на Киевщине, где он родился. Почему бы нашим правительственным чиновникам и дипломатическим миссиям не задуматься над этим важным государственным (!) вопросом и не договориться об этом с молдавской и приднестровской властями? Тем более что участники Международной конференции «Південна Україна: козацька та після козацька доба» (Одесса — Тирасполь — Бендеры — Варница), где были заслушаны обстоятельные доклады известных ученых не только из Украины, но и Молдовы, и России, на научном уровне обосновали решение об увековечивании соответствующим памятным знаком времени пребывания и смерти гетмана Мазепы в Бендерской крепости.
Интересно, что одесские казаки из общественной организации «Черноморское гайдамацкое соединение» пообещали ученым и представителям образования: если государственные органы власти опять останутся в стороне такого важного дела, как установление памятников национальному герою (помните, как позорно провалили это дело государственные «мужи» в Полтаве и Киеве?), то они сами начнут собирать средства для увековечивания памяти одного из самых известных казаков мира Ивана Мазепы не только в Бендерах, но и Одессе. «А какое отношение Мазепа имел к Одессе?» — справедливо спросит одессит. Ответим так: во время русско-турецкой войны 1686—1699 гг. украинский гетман, как союзник Петра І, организовал около двух десятков походов в Северное Причерноморье и Нижнее Поднепровье, в т.ч. мазепинские казаки несколько раз «опаляли» своими мушкетами и пушками Хаджибей и даже знаменитое урочище Пересыпь. Кстати, памятник Ивану Мазепе возвышается сегодня по соседству с Одессой — на одной из площадей румынского города Галаца.
Однако в Одессе имеем не только скандальный памятник Екатерине ІІ, разрушительнице Запорожской Сечи и «всемирной проститутке» (так назвал царицу английский посол-современник: см. нашу статью в газете «День»), но и недавно установленный монумент в честь притеснителя польского, греческого, армянского, татарского, ногайского и, в конце концов, украинского народов Александра Суворова. Как видим, в рамках навязывания зарубежных историографических схем и пропаганды чужих героев в сегодняшней Украине существуют большие проблемы с формированием национальной, а следовательно — исторической памяти нашего постсоветского и постгеноцидного общества. Может, уже достаточно кланяться императрицам и полководцам других государств? Разве не наступило время в независимой Украине, на 30-ом десятилетии современной независимости (!), устанавливать памятники тем, кто боролся за ее независимость три века назад?
Уверен, что чествовать память украинского гетмана нужно не только в Бендерах и Одессе, Галаце и Чернигове (недавно там открыт постамент Мазепе), но и Москве, и Санкт-Петербурге. Да, да — не удивляйтесь! Ведь, согласно новейшим исследованиям российского ученого Татьяны Таировой-Яковлевой, Иван Степанович Мазепа за время своего пребывания гетманом, с 1687 по 1708 гг., сделал чрезвычайно много полезного для развития не только Российского государства (а кто помогал россиянам взять Азовскую крепость в 1696 году как не украинцы-мазепинцы?), но и продвижения его церкви (а кто присылал в Россию известных церковных деятелей того времени, в частности Стефана Яворского, Феофана Прокоповича и Дмитрия Ростовского, как не Мазепа?), культуры и образования (кто же как не украинский гетман способствовал открытию первой в северной стране академии — Славяно-Греко-Латинской?). В таком случае «дух» Мазепы из Бендерской крепости будет распространяться не только над Молдовой и Украиной.