Существует мнение, что заниматься музыкой нужно лишь одаренным детям — обладающим музыкальным слухом, ощущением ритма, даром к музицированию. На самом деле это не так. Музыка нужна каждому ребенку для его успешного развития. Доказано, что занятие музыкой и даже просто ее прослушивание развивают память, внимание, мышление — то есть интеллект. Причем знакомить с музыкой ребенка нужно как можно раньше. Лучше всего — еще до рождения.
«Духовное воспитание начинается с семьи, — говорит заместитель директора по учебной работе Детской школы искусств №4 Юрий Ломакин. — Ребенок, занимающийся живописью или музыкой, никогда не сможет сделать больно живому, окружающему его. Его внутренний мир, как правило, богаче чем у других детей, не занимающихся искусством. К тому же, хорошо развитое воображение помогает делать успехи и в точных науках». При этом абсолютно не обязательно после окончания школы идти в музыкальное училище, а позже — в консерваторию. 98% выпускников школы искусств №4 — студенты точных и естественных факультетов. Собственный сын Ю. Ломакина по окончании школы искусств поступил в авиационный институт. Хоть профессиональным музыкантом не стал, с удовольствием ходит в театр, слушает джаз и другую музыку.
По мнению ректора Киевской академии искусств, композитора, педагога Михаила Чембержи, энергетика искусства очень влияет на маленькую личность. Если ребенок погружается в эту атмосферу, можно сразу же ждать роста в его воспитанности, интеллигентности. Дети, занимающиеся искусством, отличаются от своих одноклассников. Их заряд духовности проявляется в желании учиться, работать, отвечать за свои поступки. «Эта колоссальная духовная энергия помогает ребенку по-другому воспринимать этот мир, любить его, — говорит М. Чембержи. — Лучше, чтобы родители занимались этим воспитанием сызмала, с пеленок. И чтобы, только открыв глаза, ребенок уже находился среди картин, музыки, поэзии. Именно это и является творческими средствами педагогической работы с ребенком».
Того же мнения придерживаются и психологи. «У каждого человека есть широкий набор задатков, — рассказывает кандидат психологических наук Виталий Панок. — Они, как правило, передаются наследственно. Это тот потенциал, который заложен в ребенке с самого рождения. Чтобы задатки выросли в таланты, нужно постоянно тренировать их. Тогда потенциальные задатки развиваются в наклонности к определенным видам творческой деятельности. Виды творческой деятельности способствуют развитию задатков в способности. Какая у ребенка мотивация — такую способность он и проявляет. На развитие творческого потенциала влияет среда, в которой вырастает ребенок, и деятельность его родителей. Их ценности, оценки, мировоззрение влияют на формирование ценностей ребенка. И все это воспроизводится в его поведении». По мнению В. Панка, регулярное занятие творчеством развивает в ребенке внимание, ответственность, системность, самодисциплину. А также способствует формированию навыков группового общения, самоусовершенствованию.
Можно распределить «полезные влияния» и по видам искусств. Так, занятие музыкой развивает, понятно, слух, музыкальные вкусы, музыкальные ценности. Рисование — зрительную память, различение цветов, наблюдательность, усидчивость, что особенно важно для ребенка, и творческое воображение. Танцы способствуют раскрепощению ребенка. Существует даже методика лечения замкнутости и аутичности музыкой, которая так и называется — музыкотерапия. Кроме того, танцы развивают координацию движений и интеллект.
То, что музыка влияет на развитие плода в утробе матери, ученые доказали в 50-х годах прошлого века, хотя об этом было известно и раньше. В начале ХХ века во всех странах мира уже были созданы центры музыкотерапии. Они занимались психоэмоциональным развитием ребенка, снятием стрессов будущих мам, их подготовкой к родам. В середине прошлого века американские ученые провели «творческие» эксперименты в детских садиках. В течение эксперимента дети, отстававшие в развитии от своих ровесников, благодаря интенсивности занятий искусством догнали их в чтении и обогнали в математике. Революционным стало открытие японских ученых в конце прошлого века. Они исследовали, что в утробе матери ребенок слышит все, что происходит внутри и в окружающем мире. «Результаты исследований показали, что плод не только слышит музыку, но и проявляет свои эмоции: под спокойную он «грустит», а под веселую — «радуется», — рассказывает психолог Ирина Жданова. — Музыка влияет на все системы и органы ребенка: меняется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника. Вынашивая ребенка и слушая красивую музыку, у будущей мамы есть шанс повлиять на его будущий интеллект, творческую и музыкальную способность».