Чаще всего меценатами называют известных и богатых людей, финансирующих восстановление исторических и культурных памятников или помогающих людям с особыми потребностями. Международный благотворительный фонд «Украина 3000» совместно с Академией педагогических наук Украины решил найти благотворителей среди детей, объявив конкурс «Добро начинается с тебя». Но искали меценатов не финансовых, а духовных. Таких в Украине нашлось немало. В адрес конкурса со всех уголков Украины поступило 324 проекта (для участия во втором этапе было отобрано 100 лучших), за каждым из них стоят целые классы и школы. А на днях в Киевской детской академии искусств состоялась церемония награждения 10 победителей и 16 лауреатов конкурса. Авторы лучших проектов получили ценные награды, а от фонда — финансовую поддержку для дальнейшей реализации проектов.
Темы меценатских работ — самые разнообразные: от охраны окружающей среды, возрождения лесных зон и парков в своем населенном пункте, помощи беспризорным животным, восстановления исторических памятников своего края до сбора народных песен и обрядов. Ученики не просто предлагают свой вариант решения проблемы, а предпринимают для этого конкретные шаги. Но больше всего членов конкурсного жюри поразили социальные проекты, когда дети организовывали в школах волонтерские отряды и помогали своим ровесникам-сиротам и инвалидам, людям преклонного возраста, ветеранам, воинам-афганцам, чернобыльцам и малообеспеченным семьям. Куратор проекта «Добро начинается с тебя» Екатерина Тараненко убеждена, что через благотворительность дети меняют свое мировоззрение, становятся более зрелыми и по-другому воспринимают проблемы взрослых.
Почему дети берутся за меценатство, становится понятно, когда узнаешь, кому именно они помогают. Так, лауреаты конкурса, ученики Кременчугский ООШ І-ІІІ степеней №12 стали волонтерами реабилитационного центра, действующего при их школе, чтобы помогать детям с физическими ограничениями. Сейчас они занимаются 12-летней Александрой Яновской: ежедневно водят ее в школу, в реабилитационный центр и самое важное — считают ее своей подругой. Сама же девочка делает все, чтобы убедить мир, что «В своей жизни я не одинока». Именно так называется книга, которую написала Александра.
— Это книга о моей жизни, о том, как учителя помогли мне найти общение с одногодками. Я писала ее где-то около месяца. Ключевая проблема, которую я описала и которая больше всего меня задевает, — то, что разные дети не воспринимают меня хорошо, но когда начинают общаться, узнают меня лучше, то их отношение сразу меняется, — говорит Саша Яновская. — Раньше, когда я училась дома и учителя занимались со мной индивидуально, у меня почти не было друзей. А когда я начала ходить в школу, многие дети стали моими товарищами, на которых я могу положиться в сложных ситуациях. Когда моя книга была напечатана, за меня радовались не только родители, учителя, но и друзья. И это очень важно.
Сейчас девочка занимается и в обычной школе, и в реабилитационном центре. Если в первой больше всего ей нравятся уроки математики (как объяснила Саша, потому что легче всего даются), то в реабилитационном центре — занятия лечебно-профилактической физкультуры. По словам Саши, она понимает, что это нужно для ее здоровья. А еще школьница играет в театре, действующем при реабилитационном центре, поет в хоре — делает то, чем занимаются далеко не все здоровые дети. Подобной благотворительностью занимаются и ученики Антрацитовской специализированной школы №5, пославшие на конкурс социальный проект «Ключ» для детей с ограниченными возможностями. По словам куратора проекта Светланы Панухиной, педагоги работают с больными детьми на волонтерских началах и учат их различным видам творчества.
— Я уже три года пою, танцую, мне помогает в этом мама и преподаватели, — рассказывает одна из воспитанниц центра Инна Панухина. — Больше всего я люблю песни солнечные, радостные, обязательно о том, что все люди на планете имеют равные права и хотят быть счастливыми. Сегодня (в день награждения победителей конкурса. — Ред.) я исполню песню «Дитя», она очень лирическая и тоже о счастье детей.
Кроме социальных проблем, не менее обеспокоены школьники и вопросами окружающей среды. Так, старшеклассники Кировоградской школы №25 уже несколько лет реализуют проект «Глоток воздуха» — убирают местную Рощу десантников и прилегающую к ней парковую зону, расчищают ручьи, а еще пишут слоганы на экологическую тематику, которые развешивают в зонах отдыха, находящихся под опекой школьников. И есть даже первые результаты: уже целый месяц в этих местах действительно никто не сорит.
— В нашем городе есть много прекрасных зон отдыха, но наши граждане после себя не убирают совсем. Эта тема нынче чрезвычайно актуальна, учитывая сложность экологической ситуации в Украине, — рассказала участница экологического проекта «Глоток воздуха», девятиклассница Екатерина Цыганенко. — Поскольку мы — это будущее планеты, то кому же, как ни нам, следует заботиться о ее чистоте. Это и стало для меня мотивом к участию в проекте.
Такая инициативность и упорство школьников свидетельствуют о том, что они растут сознательными и грамотными гражданами, которым можно доверить наше будущее. А еще они умеют доказывать свою жизненную позицию не словом (в отличие от политиков), а делом, да еще и с благородными помыслами.