Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Душпастор для... душегуба

15 января, 2007 - 20:24

Оказавшись по разным причинам в местах лишения свободы, многие переосмысливают свою жизнь. А кое-кто озлобляется на весь мир и впадает в депрессию... Однако и одни, и другие все-таки вспоминают народную мудрость: «Как беда — так к Богу!» Дать возможность заблудшим душам найти выход из тупика и призваны душпастыри Волынской епархии Украинской православной церкви, которые приходят в следственный изолятор и исправительные колонии уже больше 10 лет.

Нынче и в следственном изоляторе, и в колонии в Цумане и Маневичах есть свои персональные священники. Сюда их назначил на непростое духовное служение митрополит Луцкий и Волынский владыка Нифонт. А духовником епархии в местах лишения свободы стал протоиерей Георгий Шевчук. Духовные отцы морально поддерживают, проводят лекции и просто беседы на духовную тематику, силами самих заключенных оборудованы молитвенные комнаты, строятся тюремные храмы. Во время каждого поста в местах лишения свободы проходят богослужения, желающие (но только те, кого допускает к этому духовник) могут исповедоваться и причаститься.

О том, насколько непростую ношу возложили на себя священники, свидетельствует даже факт, что иногда на исповедь приводят настоящего душегуба, которого сопровождают люди с автоматами... Как говорит отец Георгий, и священники, исповедующие в божьем храме, нелегко переносят человеческую откровенность. А как смотреть в глаза убийцы, который, как ребенок, доверчиво спрашивает: «Батюшка, а меня Господь простит?!» Однако священник вынужден впускать в свою душу и наиболее страшные человеческие грехи, дабы возвратить заблудшую душу в лоно Церкви. Владыка Нифонт и сам не единожды навещал свою паству в темницах. Как-то в одной из колоний осужденные захотели с ним сфотографироваться, но не успел владыка дать согласие, как его окружили настороженные охранники. Оказывается, они, зная свой контингент и относясь к нему с недоверием, побоялись за жизнь почтенного духовного отца.

— Однако мы сфотографировались с ними по-братски, — говорит владыка Нифонт.

Следствием общения с духовными отцами является не только раскаивание заблудших душ, моральное их воскрешение для нормальной человеческой жизни. Ведь не зря говорят, что от тюрьмы и сумы зарекаться нельзя... Но если одни «зеки» рады возможности, говоря их терминологией, «сделать шмон в душе», и за одну ночь (как рассказывал мне об этом клирик луцкого Свято-Покровского храма отец Валентин Марчук) вся камера дружно изучает молитву «Верую», то нужно признать, что есть среди тюремной братии и те, кто воспринимает общение со священниками и как возможность... обогатить свой рацион. Ежегодно в адрес владыки Нифонта с мест лишения свободы поступают десятки писем с просьбой... послать посылочку (и указывают даже «меню»). Однако растерянных и шокированных, тех, кто теряет веру и надежду, впадает в отчаяние, все же больше, из-за чего в связи с многолетним тесным сотрудничеством между Волынской епархией УПЦ и Департаментом по вопросам выполнения наказаний в Волынской области и подписан договор об усилении духовной опеки в местах лишения свободы. Священников в темницах ждут, ведь изоляция от общества — очень тяжелый моральный крест.

Наталья МАЛИМОН, Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ