Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ДВЕ УКРАИНЫ: путь к гражданскому согласию

«День» (№ 74 от 23.04.2003) задал читателям интересный вопрос: «Как может быть создана «положительная аура» вокруг власти?»
20 июня, 2003 - 00:00

Я один из постоянных читателей «Дня», который часто критикует власть. Поскольку при этом никаких политических, тем более «шкурных» целей я не преследую, то отношу себя исключительно к «интеллектуальной оппозиции». Но если вы думаете, что я получаю от этого удовольствие, — вы глубоко ошибаетесь. Ведь постоянное пикирование с собственной властью — это сродни постоянным скандалам в семье. Кто от этого может получать удовольствие? И поэтому я с оптимизмом задаю сам себе вопрос: что лично я хотел бы услышать от власти, чтобы перед моими глазами возникла искомая, в смысле — положительная, аура?

Прежде всего, я хотел бы услышать всеобъемлющий, глубокий, жесткий системный анализ (не по мелочам!) ситуации в Украине. Кстати, кое-что — пусть немногое — я уже услышал, так как Президент стал говорить о проблемах Украины значительно откровеннее и жестче. Например, о том, что в депрессивности значительной части регионов Украины во многом повинны их «депрессивные» руководители, которые всячески демонстрируют преданность Президенту, но не понимают нужд и проблем жителей своего региона и, тем более, не проявляют рвения в их решении. Да и что значит «депрессивный регион»? Почему некий египетский регион, в котором нет ничего, кроме песка и трех каменных пирамид (т.е. по нашим понятиям — супердепрессивный!), зарабатывает в год миллионы долларов, а прелестные украинские городки со старинными церковными строениями, с чудной природой — депрессивны?

Однако позволю высказать мнение: всe это — частности одной большой проблемы...

Ведь самая главная и самая опасная проблема Украины состоит в том, что сегодня фактически имеются две Украины. Одна Украина — это очень небольшая и очень богатая страна с населением, не превышающим полмиллиона человек; другая Украина — очень большая (48 миллионов) и очень бедная страна (ведь если из среднедушевого дохода украинской семьи в 250 грн. вычесть доходы полумиллиона жителей Маленькой Богатой Украины, то в Большой Бедной Украине и 100 грн. на душу не останется...). Опасность же данной ситуации состоит в том, что эти две Украины между собой практически не соприкасаются и друг в друге не нуждаются. А именно:

1. Жители Богатой Украины обеспокоены борьбой за власть, за влияние на Президента, за делeж бюджетных потоков, госимущества и госпакетов акций, переход которых в их собственность (любыми путями и любой ценой!) преумножает их же капиталы и их же влияние в их же стране. Мы, жители Бедной Украины, в нашей стране боремся за выживание, за сохранение остатков здоровья (в основном, с помощью утренней зарядки и вечернего настоя полевых трав) и ежемесячно делим свою зарплату на число, на которое она принципиально не делится.

2. Мы, жители Бедной Украины, не соприкасаемся с жителями Богатой Украины, потому что, во-первых, не можем догнать их «мерседесы» на нашем дребезжащем трамвае, когда едем на работу или с работы; во-вторых, не можем отдохнуть вместе с ними в закрытом клубе, абонемент в который стоит $50000/год, т.к. это как раз моя профессорская зарплата за 40 лет!

3. Ещe хуже то, что мы практически не нужны друг другу. Мы, с Бедной Украины, по большому счету, нужны Богатой Украине только в качестве дешевой (и, главное, напуганной и потому молчаливой) рабочей силы. Но если мы вдруг исчезнем, Богатая Украина лишь облегченно вздохнeт и наймeт турецких или мексиканских рабочих (не заметила же она исчезновения пяти миллионов наших гастарбайтеров). Наш интеллект не востребован и не нужен Богатой Украине, потому что власть никогда не любила «этих умников» — вспомните Ленина, который высылал за границу интеллектуальный цвет России целыми пароходами (ну а мы теперь «высылаемся» туда же целыми самолeтами). И все эти годами не решаемые проблемы теневых капиталов и теневой приватизации, контрабанды и «дырявой» госграницы, другие жгучие проблемы, о которых всe чаще и жестче говорит Президент, потому и не решаются (и никогда не решатся!), что эти проблемы тревожат только Бедную Украину, а для Богатой Украины — это среда обитания...

4. Но и нам, Бедной Украине, абсолютно не нужна эта Богатая Украина вместе с еe жителями и их огромными капиталами, которые, кстати, они исключительно сами на себя и тратят — ведь в госбюджет от них попадают крохи, зато из госбюджета их «стараниями» исчезают целые «буханки»! Беда-то в том, что госбюджет один на две Украины... Заявления отдельных нескромных жителей Богатой Украины, что мы, мол, даeм работу тысячам жителей вашей Бедной Украины, которые должны нам быть за это благодарны, — мягко говоря, преувеличение: тот же, к примеру, Донецкий металлургический завод давал работу (и приличную зарплату, между прочим) тысячам рабочим ещe при Джоне Юзе...

Поэтому при принятии властью всяческих законов и решений у меня всегда возникает вопрос: это для какой Украины сделано — Маленькой Богатой или Большой Бедной? Позволю один «пояснительный» пример. Президент не раз выражал обеспокоенность проблемой теневой приватизации и теневых капиталов. Предложено: а) теневые схемы приватизации оспаривать в суде; б) теневым капиталам объявить амнистию по ставке налога 0 или 10%. А вот как в моих глазах, глазах жителя Большой Бедной Украины, выглядит справедливое решение этих двух проблем.

Во-первых, законодательно отменить всех «дружественных» и «недружественных» Регистраторов, ввести Единый Госрегистратор (ФГИ, ГНА, Минфин или другой государственный орган) и обязать в течение полугода всех владельцев недвижимости, пакетов акций и др. (допустим, на сумму свыше $10000) перерегистрироваться. Затем (вторым этапом) провести переоценку всех предприятий и пакетов акций, приватизированных или выкупленных по «теневым» схемам, всех дорогих иномарок, ввезенных в Украину неправедными путями (например, через инвалидов — по 20 «мерсов» на один протез) и т.д. — и (нет, нет, не конфисковать, Боже сохрани!) законодательно заставить их реальных владельцев (теперь известных через Госрегистратора) доплатить в бюджет миллиарды гривен их реальной стоимости или налогов с них.

Во-вторых, провести амнистию теневых капиталов по более справедливой схеме: 50% оставить их ловким владельцам, а 50% — вернуть в бюджет. А как быть в случае несогласия «супертеневиков» с такими условиями? Что ж, тогда вынести на всеукраинский референдум вопросы об изменении ст. 25 Конституции Украины и о лишении этих лиц украинского гражданства (надеюсь, в «компетентных органах» имеется их список?) — и пусть они убираются вместе со своими теневыми капиталами. Мы обойдемся и без них, и без их капиталов (Бедная Украина, собственно, и так ими не пользуется), как прекрасно обходится ныне Россия без Березовского с Гусинским! «Но выслать их всех нереально!» — воскликнет читатель — и, увы, будет прав. Но почему, почему покидать Украину в поисках заработка (5 млн. человек) или научной карьеры (60 тыс. ученых) всегда вынуждены только мы, жители Бедной Украины? Хотя «благодаря» существованию именно Богатой Украины и «деятельности» именно еe жителей «рейтинг Украины в мире упал до самой низкой отметки». Это цитата из прекрасной статьи Лины Костенко «Украина как жертва и фактор глобализации катастроф» в «Дне» за 25 апреля с.г. — вот, кстати, пример того самого глубокого и жесткого анализа ситуации в Украине! И ещe — прочитав эту статью, я подумал: может, следующим президентом Украины должна быть именно такая Личность, как Лина Костенко?

Так что же, спросите вы — автор призывает чуть ли не к гражданской войне?

Боже упаси, напротив — к гражданскому миру! Автор предлагает двум Украинам — Богатой и Бедной — сесть за стол переговоров. Ведь такой пример, давший блистательные результаты, в мировой истории есть. Это пример послевоенной Германии времeн канцлера Аденауэра, где все — и богатые, и бедные граждане этой разрушенной и обескровленной страны, граждане, придавленные «синдромом побеждeнного», — приняли на себя добровольные обязательства максимально ограничить потребление, отказаться от нечестного обогащения (т.е. от экономического мошенничества и воровства), вернуть в казну заработанную «на войне» прибыль. И если подобной договорeнности удастся достичь и двум Украинам, тогда, я надеюсь, нас перестанут воспринимать в мире как «народ эксклюзивно несчастный» (это из той же статьи Л. Костенко), как будто мы какие-то недоношенные, которые выжили вопреки всем законам природы.

СТРОКИ ИЗ ПИСЕМ

”Не следует жить эмоциями — они плохой помощник, тем более что власть, сама того не подозревая, учит нас думать. Пора понять, что власть для нас ничего хорошего не сделает, пока мы сами не начнем «шевелиться». А от власти мы должны требовать не подачек, а условий для работы и честного бизнеса. Люди сами заработают себе на достойную жизнь, лишь бы им не мешали. Это лучший способ изменить жизнь свою и страны .

А. ДОРОШЕНКО, шахтер, Луганск

Михаил КРАСНЯНСКИЙ, профессор Донецкого Национального технического университета
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ