Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Двенадцать!

Именно столько детей в семье винничан Марии и Александра Рымарей
10 августа, 2004 - 19:47

60 лет назад, в 1944 году, указом президиума Верховного Совета бывшего Советского Союза было введено почетное звание «Мать-героиня». Женщины, которые родили и воспитали 10 и больше детей, награждались еще и одноименным орденом. В Украине после провозглашения независимости звание «Мать-героиня» было упразднено. Уже в 2004 м, накануне Международного дня семьи, ВР Украины дополнила перечень государственных званий званием «Мать-героиня». Нет сомнений, что среди награжденных в ближайшее время будет и винничанка Мария Рымарь, которая вместе со своим мужем Александром воспитывает 12 детей.

МНОГО ДЕТЕЙ — МНОГО ПРОБЛЕМ

Хата Рымарей хотя и большая, однако не похожа на модный коттедж. На дворе — две веревки для белья, завешенные детскими вещами: так, маленькая «постирушка». Длинная вешалка в гостинной заполнена куртками и курточками, домашней одеждой, в которой работают по хозяйству. В комнатах много кроватей, большой обеденный стол. Мать, Мария, только что освободилась от кухонных дел.

— Ну как нам может житься? Много детей — много проблем.

Просим подробно рассказать, кто и где сейчас из Рымарей-младших.

— Самая старшая, Леся, нынче в Тернополе в педагогическом университете, изучает иностранные языки. Ей двадцать пять. Она свободно говорит по- немецки.

23-летняя Оксана училась в медицинском колледже, но ныне заболела и после возвращения из больницы живет дома. Аленка закончила строительный техникум, ныне в Виннице ищет работу. Наталья учится в Бару, в педучилище. Машенька живет в Хмельницком, ходит в одиннадцатый класс спецшколы с углубленным изучением немецкого языка. Все другие при родительском доме — восьмиклассница Ира, семиклассник Дмитрий, Аннушка — в четвертом, а Иванна во втором классе. Самый младший Николка — первоклассник.

— Знаете, тяжело-тяжело, а как смотрю на этого младшего, так и не налюбуюсь. Он порой такие смешные выкидывает фокусы! А где бы он взялся такой, если бы не был двенадцатым? Поэтому ни о чем не жалею. Конечно, маме все дети дороги, как на руке — какой палец не порежь, одинаково болит. Вот одну дочь мы похоронили — умерла от лейкемии. Оксанка больна...

«ХОТЯ И ДЕВОЧКА — ВСЕ РАВНО УТЕШЕНИЕ»

— Я хорошо помню, как воспринимал Александр Дмитриевич известие о рождении очередной девочки, он тогда председателем совета работал, — говорит нынешний слободо-межировский сельский председатель Светлана Брик. — Но спустя некоторое время после рождения ребенка приходит счастливый, говорит: девочка, девочка — а все равно утешение.

— Мы с женой, когда вступили в брак, решили, что у нас будет два сына. Даже приготовили имена — один Дмитрий, как мой отец, а второй Николай, как отец Марии. В принципе, так и получилось, но никто не рассчитывал, что наряду с сыновьями у нас будет десять дочерей, — объясняет Александр Дмитриевич.

Он только что пришел из магазина.

— Овощей не покупаем. Капуста, картофель, лук, морковь, огурцы, помидоры — это у нас свое. Покупаем крупы и хлеб. А на случай, когда денег на хлеб нет, у нас припасена мука. Тогда печем хлеб.

— А дети конфет не требуют?

— Ну как не требуют, это же дети. Бывает, и покупаю — не менее чем полкилограмма на всех. Но если уже покупать, то стараюсь более здоровую еду — бананы или апельсины. Только же сами понимаете, что такие покупки мы себе можем позволить не каждый день, и даже не через день. Всякие лакомства у нас появляются по каким-то торжественным случаям. Правда, случаи эти бывают часто — почти в каждом месяце есть именинники, а в мае — аж пять.

— На именины обязательно готовим что-то вкусненькое, — продолжает тему праздников жена Александра. — Торт можно испечь, приготовить голубцы. Конечно, большую кастрюлю. Как все свои сядем за стол, то уже и гостей посадить некуда.

— Всех детей я рожала без особых осложнений, — говорит Мария Рымар. — Не могу сказать, что это легко, но о боли помнишь недолго. Потом маленький ребенок начинает подрастать, так вообще невозможно представить, что бы это было, если бы его не рожала..

— Я абортов не хотела делать, зачем брать грех на душу, — говорит многодетная мать. — Однажды, при какой-то беременности, правда, собралась в больницу. Так врачи сказали, что есть проблемы з резусом крови, нежелательно делать аборт. Я вышла из больницы такая счастливая!

— Я однажды в поезде с каким-то мужчиной ехал, — вспоминает Александр Дмитриевич. — Рассказал ему о своей семье. А он не поверил, что у меня столько детей. Прямо не сказал, а начал задавать мне вопрос по физике, потому что я также говорил, что закончил физический факультет Львовского университета. То есть проверял, не фантазирую я и здесь. Ну я отвечал все четко. Только тогда он признался, что не доверял мне и говорит: ну и ну, впервые вижу настолько многодетного отца!

Жене ухаживать за детьми помогала моя мама, она жила вместе с нами, а несколько лет назад ее не стало. Но в большой семье с уходом за детьми больших проблем нет — старшие подрастают и начинают смотреть за младшими. Ну и я, конечно, за ними всеми присматриваю.

ДЕТИ ВЫБИРАЮТ ПРОФЕССИЮ

— Младшие иногда жалуются на меня, что я им не разрешаю школу пропускать, как это иногда делают родители их одноклассников, — рассказывает Александр Дмитриевич. — На что я им отвечаю: у других детей другие материальные возможности. А вам нужно самим учиться и что-то знать, чтобы самостоятельно поступить в учебное заведение и учиться тоже без денег.

Получалось так, что дети поступали туда, куда хотели. Отец расспрашивает каждого: кем хочешь быть? А по окончании школы решаем, какое учебное заведение нам нужно и туда сдаем документы. Поступают, хотя не всегда с первого раза.

— Именно из-за детей с нами немец подружился, — вспоминает мама Мария. — Старшая, Леся, поступила в техникум в Каменец-Подольском. Когда узнала, что зачислена, у нас не было ни копейки денег. В то же время на обучение нужна была новая одежда, обувь. Леся сидит в комнате в общежитии и плачет. Документы хотела забрать, ехать домой. А подружка ей говорит: чего ты сидишь? Под лежачий камень вода не течет. Иди, там есть благотворительная организация, кажется Красный Крест. Может, помогут. А туда приезжал один немец, пенсионер. Вырастив детей, он решил заняться благотворительностью. Взял нашу Лесю под опеку, она даже год в Германии работала, по контракту. Сам он гостил у нас, бывало, и по несколько дней. И даже Наталью на лето пригласил на отдых. Она за это время, когда там жила, освоила язык, так что теперь вынуждена продолжать учебу в спецшколе. В обычной школе на уроках немецкого языка ей делать нечего.

Что касается других детей Рымарей, то те, кто нынче подрастает, уже наметили себе профессии. Дмитрий любит гонять мяч и уже интересовался у папы, где в Украине такое заведение, где на футболистов учат. Самый младший, Николка, хотел бы стать каратистом. На вопрос «почему» отвечает по-детски просто: «Они денег много получают».

Эта семья, конечно, в тонкости знает, как важно получать много денег. Государство размером помощи не слишком балует. Льгот на оплату электроэнергии у многодетной семьи нет. За газ, если он будет (Александра Дмитриевича односельчане выбрали ответственным за работу по газификации села) — также.

— Так и живем, от одной помощи до другой. Благо, нас много, и всегда что- то можно придумать. Мы счастливы, что мы — вместе.

КСТАТИ

В Украине насчитывается 450 тысяч многодетных семей, в которых проживает 1,7 миллиона детей. 320 тысяч семей имеют по три ребенка, 70 тысяч — по четыре и 50 тысяч — по пять и более. 60% многодетных семей являются малообеспеченными.

Мирослава СОКОЛОВА, Винница. Фото Николая ГОРБАТЮКА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ