Впервой декаде ноября в Садгоре, исторической Садагуре, — когда-то колоритном торговом городке, который даже чеканил монеты, а сегодня серой окраине Черновцов, — происходило что-то невероятное. Дело в том, что сюда съехались со всего мира хасиды, чтобы в разрушенной советской индустриализацией святыне — дворце-резиденции цадиков — открыть Международный центр хасидизма и поклониться могиле чудотворного раввина и знаменитого на весь хасидский мир цадика Израиля Фридмана из Ружина. Среди приблизительно 370 паломников, прибывших из разных стран и континентов, был и прямой потомок хозяина Садагурского дворца — 90-летний Авраам Янкель Фридман, который приходится Ружинскому ребе далеким правнуком. С ним приехал и его сын — также, кстати, названный Израилем. Потомки садагурского цадика сегодня живут в Израиле.
С замечательным событием украинских хасидов в лице главного раввина Северной и Западной Украины г. Шломо Вильгельма поздравили директор Департамента по делам религии М. Бондарчук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля в Украине Наоми Бен Ами, представители местной власти.
Хасидизм как мистическое течение в современном иудаизме возник и начал распространяться в еврейской среде Галичины, Подолья и Волыни в первой половине XVIII в. Само название происходит от древнееврейского слова «хасид», означающего «благочестивый, праведный». Как религиозное течение хасидизм является в определенной степени наследием предыдущих мистических школ. Основателем этого течения считается проповедник Израиль (или Израэль) бен Элиезер, которого позже назвали Баал Шем Товом — «обладателем доброго имени», «добрым чудотворцем» (сокращенно — Бешт).
По мнению одних исследователей истории хасидизма, основатель этого течения родился в 1700 году в бедной семье в городке Окопы на Подолье на берегу Днестра. Другие исследователи считают, что Бешт родился в 90 х годах XVII в. в городке Товсте на Тернопольщине. Выдвигаются и гипотезы, что Израиль бен Элиезер якобы родом из Буковины. В любом случае, рано оставшись сиротой, он рос на попечении родственников, отдавших его на обучение в хедер — начальную религиозную школу для мальчиков при синагоге. Имея доступ к библиотеке при синагоге, Израиль в свободное время, ночами, много читал. Особенно увлекся Каббалой — мистическим учением, адепты которого пытались постичь «истинный», тайный смысл Торы и других священных книг иудаизма.
Еще в молодости Израиль женился на дочери богатого еврея из Брод, и семья переехала на Прикарпатье, осев где-то на полпути между Кутами и Косово. По хасидским преданиям, когда Израиль достиг 36-летнего возраста, он, по велению свыше, «открылся миру», то есть стал Баал Шем Товом — «добрым чудотворцем». Фактически Бешт начал жизнь странствующего знахаря-целителя, которых тогда было много на украинских землях.
Когда Бешту исполнилось 40 лет, он, уже будучи известным, поселился в городке Меджибожи на Подолье, где провел двадцать лет вплоть до своей смерти. Сюда стали съезжаться паломники со всей Украины и даже соседних стран. Они приходили к Бешту не только за физическим, но и за духовным исцелением, за моральной поддержкой и помощью. Баал Шем не оставил никаких письменных работ, поскольку свои идеи и наставления излагал в форме устных проповедей с притчами, поговорками, народными рассказами и библейскими сказаниями. Все сказанное Бештом запоминали и потом бережно записывали его благодарные ученики, среди которых было много образованных богословов. В процессе развития в течение следующего века учение Бешта разделилось на отдельные течения, или направления. По состоянию на начало ХХ в. хасиды составляли около половины всех евреев Центрально-Восточной Европы. Демократические и даже простонародные истоки хасидизма, заложенные еще Бештом, надо думать, не без влияния народных верований украинцев Карпат, определили приоритет непосредственного радостного и экстатического восприятия Божественной сущности и молитвы. Оптимистическое веселое настроение пронизывает всю культовую практику хасидизма. Специфично для хасидизма проведение особых коллективных трапез, во время которых принято пить водку, петь и обсуждать любые вопросы, касающиеся религии.
Последователи Баал Шема также верили, что в состоянии самовозбуждения можно достичь ясновидения, чудотворства и пророчества. Необычным даром наделены прежде всего праведники — цадики, способные достичь слияния и единства с Богом и благодаря этому могут быть посредниками между людьми и Всевышним в передаче Божественной благодати. Такие верования привели к возникновению династий цадиков и распространению среди хасидов их культа.
Изысканным образцом архитектуры хасидских молитвенных домов, называвшихся клойзами, был роскошный ансамбль резиденции цадика в Садагуре под Черновцами, еще известный как дворец-резиденция чудотворного раввина (или великого раввина). Это сооружение было таким же известным, как и его хозяин — Израиль Фридман из городка Ружин, расположенного на юге нынешней Житомирщины. Бесспорно, это одна из наиболее колоритных фигур в раннем хасидизме. Друзья считали его мудрецом, и искрометные изречения Израиля Фридмана передавали из уст в уста как жемчужины хасидской мудрости. Недруги и оппоненты упрекали его в пристрастии к чрезмерной роскоши, которой так избегали легендарный Баал Шем и его ученики. Рассказывают, что в своем дворце в Садагуре Израиль ел исключительно из серебряной и золотой посуды, для него играли два оркестра, а когда он отправлялся в дорогу, то в карету запрягали четверку коней, и роскошному экипажу садагурского цадика мог позавидовать даже губернатор. Царская власть считала его политически неблагонадежным и даже недолго продержала в тюрьме; благодаря этому обстоятельству он обрел в глазах единоверцев ореол мученика за веру.
А для рядовых людей, независимо от вероисповедания, он был «чудодейственным раввином из Садаґуре», ясновидящим и пророком, который мог предсказывать судьбу, будущий брак, торговое соглашение или куда пропала курица, забежавшая на соседский огород...
Однако независимо от легенд и анекдотов, Израиль Фридман оставил после себя прекрасный памятник — построенный за его счет роскошный архитектурный ансамбль, состоявший из собственно семейного дворца цадиков и клойза- синагоги. Святыня, построенная в 1842 г. (достроенная в начале ХХ в.) в романтическом стиле с мавританскими мотивами, очень характерными для культового зодчества иудеев Украины, предназначалась для местной хасидской общины. Во второй половине ХХ в. этот прекрасный архитектурный памятник был адаптирован под производственное помещение, при этом гармоничную планово-пространственную композицию обезобразили, пристроив к южному и восточному фасадам корпуса фабричных цехов. В большинстве случаев были утрачены интерьеры. Более-менее сохранилась ниша Торы, промежуточный секционный карниз и аркатура из девяти больших арок.
Сами же хасидские общины в течение прошлого века постигла такая же печальная судьба, как и других верующих иудеев в Украине и вообще в Центрально-Восточной Европе. В СССР хасидов преследовали во время тотальных атеистических кампаний, в ходе которых были закрыты и уничтожены почти все хасидские святыни: клойзы и дворцы цадиков — переоборудованы по большей части в хозяйственные помещения. Во время Второй мировой войны хасиды, проживавшие на оккупированных нацистами территориях, стали жертвами геноцида. Уцелевшие хасиды эмигрировали в США, Канаду, Западную Европу и Израиль, где сейчас проживает большинство сторонников этого течения (в частности, в Садгору прибыли хасиды из Израиля, Канады, США, Бельгии, Великобритании).
Культурную самобытность хасиды представляют и своим внешним видом, который, в частности, могли наблюдать в начале ноября жители Садгоры. Среди прочих евреев хасиды выделяются специфичной манерой одеваться, являющейся данью исторической традиции. Последователи Баал Шема — обычно мужчины носят черный длинный кафтан или пальто, также черную фетровую или велюровую шляпу или ермолку. Самый примечательный элемент одежды — конечно же, праздничная черная бархатная ермолка с пушной оторочкой, напоминающая шапку круглой формы. Поговаривают, что сшитые именитыми «кашерными» портными ермолки стоят как некоторые машины. По типу ермолок и крою брюк можно отличить сторонников разнообразных хасидских «дворов». Женатые хасиды бреют наголо голову и носят парики. Хасиды почти везде живут в отдельных кварталах или даже отдельных поселениях.
Хотя современные хасиды общаются вне дома на разных языках, в зависимости от страны проживания, в быту многие из них сохранили язык предков — идиш, звучавший когда-то повсеместно и в Черновцах. В религиозной практике хасиды пользуются ивритом — языком священных книг иудаизма.
За рубежом хасиды — одна из самых состоятельных религиозных общин. Среди них можно встретить юристов и торговцев недвижимостью стоимостью в миллионы в Нью- Йорке, владельцев предприятий по обработке алмазов в Лондоне и Бельгии, совладельцев авиакомпаний, бизнесменов из больших городов Западной Европы, Северной Африки, Азии и даже Австралии.
Именно благодаря поддержке из-за границы в наши дни начинают понемногу восстанавливаться хасидские общины и на своей исторической родине — в Украине. В частности, уже несколько лет действует хасидская ячейка и в Черновцах.
Однако независимо от нынешнего местожительства, ежегодно хасиды со всего мира осуществляют паломничество к своим святыням, оставшимся в Украине. Главными местами паломничества являются Меджибиж и Умань — исторические центры хасидизма. Меджибиж освящен двадцатилетним пребыванием здесь Баал Шема, а в Умани, на окраине городка, находится могила одного из наиболее выдающихся последователей Бешта, духовного лидера брацлавских хасидов Ребе Нахмана из Брацлава, который умер и был похоронен в 1810 году. Ежегодно в Умань прилетают и приезжают тысячи хасидов, прежде всего, конечно же, брацлавских, — почтенные седобородые патриархи со своими сыновьями и внуками, но только лица мужского пола, — чтобы поклониться могиле Ребе и отметить заодно праздник Рош- га-Шана — еврейский Новый год, который обычно припадает на сентябрь — начало октября по иудейскому лунному календарю. По неофициальными данным, в этом году в Умань прибыли около двадцати тысяч паломников.
Характерной особенностью хасидских паломников является практически автономный режим самообеспечения всем необходимым, которое должно отвечать требованиям ритуальной чистоты, то есть быть кошерным: от кошерных продуктов до кошерной ложки и даже кастрюль и сковородки. Единственное, чего хасидам не удается прихватить с собой в дорогу, так это кошерное жилье. Поэтому они вынуждены довольствоваться тем, что есть на месте, — следовательно, снимать жилье в немногочисленных местных гостиницах и гостеприимно растворенных для них частных домах здешних «гоев», то есть «чужаков», иноверцев. Гостеприимство местного люда к паломникам подкреплено щедрой оплатой за жилье, стоимость которого в эти дни тут достигает до 50 долларов в сутки с человека. Умножьте это на те десятки тысяч... Кстати, говорят, что и в Садгоре во время пребывания здесь хасидских паломников стоимость «койко-места» составляла 20 евро в сутки.
Но в течении последних полтора десятилетия бывшая резиденция садагурских цадиков в Садгоре лишь отпугивала поклонников историко-культурного туризма пустошью и разрушалась буквально на глазах. Поэтому даже проводить экскурсии тут было опасно — в любой момент просто на голову мог свалиться потолок. Между тем государственного охранного знака на этом уникальном памятнике никогда не было и до сих пор нет. Как, в конечном счете, и на ни одной из нескольких десятков исторических зданий других черновицких синагог, так же не менее интересных в архитектурном отношении. Поэтому предсказать их печальную судьбу при нынешних темпах интенсивных строек и перестроек не трудно.
Хочется надеяться, что торжественно открытый под еврейские мелодии и благословленный самим Ребе из династии садагурских цадиков Фридманов Центр хасидизма вдохнет новую жизнь в обезображенный и разрушенный архитектурный и культовый памятник.